+7 (909) 939-24-04, +7 (915) 237-07-84
 
E-mail: vial.konsulting@yandex.ru
Полезное

Помните!

Своевременность обращения к профессиональному, квалифицированному юристу уже является залогом возможного положительного результата! 

Не затягивайте, если у Вас возникли те или иные юридические вопросы! Чем быстрее Вы прибегните к квалифицированной юридической помощи, получите своевременную юридическую консультацию, тем проще будет оказать Вам помощь!

Наши юристы помогут разобраться в любой, даже самой, на первый взгляд, сложной юридической ситуации, в тонкостях любого, пусть даже самого сложного юридического вопроса! Помогут принять правильное правовое, законное решение в любом юридическом вопросе!

Сотрудничающие с компанией адвокаты всегда смогут прийти на помощь в случае, если возник вопрос о возбуждении уголовного дела, проведении доследственной проверки, если Вы оказались потерпевшим по уголовному делу!

Мы готовы предложить Вам самый широкий спектр юридических услуг: от разовой юридической консультации, в ходе которой без значительных материальных затрат Вы сможете правильно оценить ситуацию, перспективу ее развития, до полного ведения Ваших дел в суде!

Также мы готовы предложить Вам полное юридическое обслуживание по всем правовым вопросам!

Обратившись в ОП "ВИАЛ-КОНСАЛТИНГ", Вы сможете получить защиту своих интересов коллективом высококлассных юристов и сотрудничающих с компанией адвокатов! Коллективная защита в команде профессионалов всегда дает больше результатов, чем если даже Ваши интересы представляет очень квалифицированный юрист единолично!

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Поиск по сайту

Правовой статус налогоплательщиков – физических лиц и средства его защиты

Правовой статус налогоплательщиков – физических лиц и
средства его защиты

В налоговых отношениях участвуют различные субъекты. Особое место среди субъектов налоговых правоотношений, а также административных правоотношений, возникающих из механизмов налогового администрирования, занимают налогоплательщики – физические лица. Как отмечает, Н.А. Лебединский, «…несмотря на то, что в современных условиях физические лица заняли место одного из основных участников налоговых отношений, проблема их налогово-правового статуса является недостаточно разработанной отечественной юридической наукой» .
Д.В. Винницкий пишет о том, что «…понятие физическое лицо является специально юридическим для обозначения индивидуального субъекта права в отличие от субъекта права – общественного образования, именуемого юридическим лицом» .
С.С. Тропская также констатирует, что «…правовой статус налогоплательщика – физического лица формировался чрезвычайно медленно, болезненно и прошел через ряд стадий: от бесправного положения плательщика налога (дань), при котором он не имел прав, но имел только обязанности, до правового статуса, включающего наряду с налоговой обязанностью и права налогоплательщика, в том числе его право обжаловать незаконные действия налогового органа» .
Исследуя правовой статус налогоплательщика – физического лица, необходимо согласиться с тем, что вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного и налогового права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов .
Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический – это признание правовыми нормами, за соответствующим субъектом способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях .
А.В. Демин также пишет о том, что субъект налогового права характеризуют два признака: социальный и юридический. Последний признак дает возможность выступать носителем тех или иных субъективных прав в сфере налогообложения .
В общей теории права до недавнего времени было распространено мнение, что все субъекты права делятся на две группы: граждане и организации . В налоговых правоотношениях участвуют и иные субъекты, в частности индивидуальные предприниматели. В частности индивидуальный предприниматель занимает особое место среди субъектов налогового права. Налогово-правовой статус индивидуального предпринимателя занимает промежуточное положение между налогово-правовым статусом обычного физического лица и организации .
Критерий их деления представляется вполне обоснованным, но названия обеих групп – неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия, особенно в налоговых отношениях. Субъектами административного и налогового права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного и налогового права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения – основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает .
Д.Н. Бахрах подчеркивает, что «…субъектами административного нрава следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения – основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает» .
А.В. Демин пишет о том, что «…субъект налогового права – это внешне обособленное образование, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, т.е. потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях. Участник налогового правоотношения – правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают юридические права и обязанности» .
Н.И. Матузов утверждает, что понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны. М.Н. Марченко, напротив, отмечает, что в современной юридической литературе указанные понятия чаще всего используются в качестве синонимов .
Таким образом, в отечественной юридической науке превалирует точка зрения, что понятие «субъект права» нужно трактовать следующим образом: это реальный (а не абстрактный) носитель субъективного права (равно и обязанности) .
Исходя из общетеоретических наработок Д.В. Винницкий делит субъектов налогового права на физических лиц, организации, государственные (муниципальные) органы, общественно-территориальные образования .
В этой связи правовое положение налогоплательщиков – физических лиц получает свое выражение в действующем законодательстве. Посредством правового положения осуществляются взаимоотношения между участниками налоговых правоотношений. Перед исследованием понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков – физических лиц необходимо определить, что вкладывается в такие ключевые для настоящего исследования категории, как «правовое положение» и «правовой статус» .
С.С. Тропская отмечает, что «… правовой статус налогоплательщика в Российской Федерации – это подотраслевой ролевой статус субъектов налогового права России (организаций и физических лиц), представляющий собой основанную на конституционной обязанности по уплате налогов систему юридических обязанностей и прав, гарантированных институтами юридической ответственности и права жалобы на неправомерные действия (бездействие) и акты уполномоченных органов и их должностных лиц» .
Следует согласиться с мнением ряда авторов, высказывающих сомнение в практической целесообразности разграничения (пусть даже условного) указанных терминов . В связи с этим их вполне возможно считать тождественными, поскольку этимологически и по существу они совпадают .
В юридической литературе многие авторы различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. В реальной жизни они не выступают самостоятельно, находясь в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии . Как отмечает, Д.В. Винницкий, «…налоговая правосубъектность (как и налоговая правоспособность) любого субъекта налогового права всегда является специальной» .
М.В. Карасева, исследуя статус налогоплательщиков – физических лиц, раскрывает их налоговую правосубъектность и отмечает, что она включает налоговую правоспособность и налоговую дееспособность. Важным компонентом в содержании правового положения налогоплательщика играет налоговая дееспособность. Данная дееспособность дает возможность реализовывать права в налоговой сфере, кроме того, она проявляется в обеспечении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение» .

Необходимо отметить, что общий правовой статус человека (гражданина) отражает наиболее важные связи государства и общества, с одной стороны, и граждан – с другой. Данное понятие включает только то, что присуще всем гражданам, оставляя за рамками индивидуальное, частное, характеризующее отдельных лиц или группы. Однако характеристика правового положения налогоплательщика – физического лица не исчерпывается общим статусом человека (гражданина). Разнообразие общественных отношений порождает для члена общества, гражданина, государства различные правовые состояния, специальные и индивидуальные правовые статусы. Их наличие не колеблет положения о едином, неделимом и одинаковом для всех граждан общем статусе. Наоборот, дифференциация правового положения отдельных групп людей и как результат – образование специальных статусов – вполне оправдывается идеями социальной справедливости, которая связана с необходимостью возможно более точно определить вклад гражданина в общественную систему, индивидуализировать его статус, учесть условия и особенности его деятельности. Поэтому образование специальных статусов является результатом правового регулирования тех или иных общественных отношений, которые учитывают наличие социальных, а также иных различий между людьми, объективно детерминирующих особенности их правового положения .
Учет различных особенностей дает возможность говорить о специальном статусе, который характеризуется меньшей, чем общий статус, степенью всеобщности. Связано это с тем, что специальный правовой статус распространяется только на определенную группу лиц, интегрированных по каким-либо признакам. В нашем случае – по месту и роли в налоговых правоотношениях. Как отмечает С.Г. Пепеляев, «…важнейшим критерием определения налогоплательщика является наличие у лица самостоятельного источника дохода или определенного имущества. Однако эта общая для всех налогоплательщиков черта на практике служит одним из оснований неравенства налогоплательщиков, деления их на различные группы» . Кроме того, С.Г. Пепеляев отмечает, что важным критерием идентификации лица как налогоплательщика, помимо наличия источника дохода или определенного имущества, является способность лица уплатить налог» .
Налоговый кодекс РФ определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст.3). Как отмечает К.С. Бельский, «…принцип налоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере налогообложения на сопоставление экономических возможностей различных налогоплательщиков и учета той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов» .
Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо», составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели .
Так, физическое лицо – индивидуальный предприниматель – как налогоплательщик обязан:
• надлежащим образом осуществлять документирование своих хозяйственных операций путем соблюдения законодательства о бухгалтерском учете при оформлении первичных документов и отдельных регистров бухгалтерского учета (например, кассовой книги);

• вести оценку своей деятельности в валюте Российской Федерации – в рублях. В случае необходимости предприниматель может осуществлять переоценку товарно-материальных ценностей .
Физическое лицо – индивидуальный предприниматель как налогоплательщик не обязан:
• утверждать и представлять в налоговые органы учетную политику в области бухгалтерского учета;
• применять для регистрации своих хозяйственных операций счета бухгалтерского учета;
• осуществлять регистрацию этих хозяйственных операций путем метода двойной записи;
• составлять и представлять баланс и бухгалтерскую отчетность в органы специальной компетенции .
Как пишет Д.В. Винницкий, «…закрепление законодателем дополнительных налоговых прав и обязанностей индивидуального предпринимателя не оказывает существенного влияния на его общую налоговую правоспособность как физического лица – не предпринимателя» .
Правовое положение налогоплательщиков – физических лиц существует на основе норм материального права, составляет специальный правовой статус. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (ст. 273 НК РФ). Как отмечает В.А. Яговкина, «…налогоплательщиками могут быть не только граждане РФ, но также иностранцы и лица без гражданства, подпадающие под фискальный суверенитет государства в силу норм российского законодательства. На практике налоговый статус физического лица, по сути, устанавливается не его гражданством, а налоговым резидентством .
Как отмечается в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П , под физическими лицами в соответствии с НК РФ понимаются наряду с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства зарегистрированные в установленном порядке физические лица – индивидуальные предприниматели.
С одной стороны, статус налогоплательщика – физического лица приобретается объективно, а с другой – физическое лицо обязано встать на налоговый учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
• фамилия, имя, отчество;
• дата и место рождения;
• место жительства;
• данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;
• данные о гражданстве.
Правовое положение налогоплательщиков является своеобразной трансформацией общего правового статуса лица, последовавшей в результате появления объекта налогообложения. Следует отметить, что правовое положение является категорией комплексной и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация налогоплательщиком своего правового статуса.
Следует отметить, что определяющими (центральными) в правовом положении (статусе) налогоплательщика – физического лица, являются права, обязанности, а также ответственность субъекта, то есть структурные элементы, составляющие основное содержание рассматриваемого явления в узком (собственном) смысле .
Дополнение общего правового положения налогоплательщика – физического лица выражается в приобретении им прав и обязанностей, не являющихся общими для всех субъектов права, их можно определить как специфические. Как отмечает Т.А. Бондаренко, «…в науке налогового права под понятием «налогоплательщик» понимается особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательным элементом правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность» .

Совокупность специфических прав, обязанностей, принадлежащих налогоплательщику – физическому лицу, имеет важное значение для характеристики его правового статуса и является его необходимой составной частью.
Вместе с существующей общей обязанностью, у налогоплательщиков – физических лиц возникает имеющая материальную природу обязанность подвергнуться процессуальной процедуре, то есть выступать субъектом процессуальных отношений. Это подчеркивает, что материальные и процессуальные правоотношения хотя и являются относительно самостоятельными явлениями, но в сфере юридической ответственности тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Как субъекты правоотношений налогоплательщики имеют как обязанности, так и права. С.С. Тропская дает классификацию налоговых обязанностей и прав в зависимости от областей налоговых правоотношений, участником которых является физическое лицо, выступающее в качестве налогоплательщика. На основании этого выделяются следующие обязанности и права:
• в сфере исполнения обязанности по уплате налога;
• в сфере налогового контроля;
• в сфере привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
• в сфере обжалования неправомерных действий (бездействия) и актов уполномоченных органов и их должностных лиц .
О.А. Ногина сгруппировала права налогоплательщиков на:
• права в сфере информации об установлении, введении и уплате налогов и сборов и защиты информации:
• права в сфере исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
• права в сфере налогового учета и контроля;
• права в сфере привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
• в сфере защиты своих прав .
В.А. Яговкина делает важный вывод применительно к теме нашего исследования. Важнейшими правами налогоплательщика, закрепленными НК РФ, является право налогоплательщика на защиту своих прав и интересов в административном и судебном порядке и право на соразмерное, справедливое взимание налога .
Обязанности налогоплательщиков подразделяются на основные и факультативные. К первой группе относятся обязанности платить установленные законом налоги и сборы, вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения, представлять необходимые сведения и налоговые декларации и устранять выявленные нарушения. В число факультативных обязанностей включаются обязанности встать на налоговый учет, сообщить налоговым органам об изменениях своего положения, хранить документацию, связанную с налогообложением, не препятствовать законным действиям налоговых органов и их должностных лиц .
Связь прав и обязанностей как категорию философскую охарактеризовал М.С. Строгович. В частности М.С. Строгович отмечал, что «…связь прав и обязанностей сложна, многопланова и многогранна. Эта связь выражается в том, что одному и тому же лицу принадлежат и права, и обязанности. Поэтому задача состоит в том, чтобы охранять, гарантировать права данного лица и вместе с тем требовать от него выполнения своих обязанностей» .

Продолжая анализ прав и обязанностей налогоплательщиков – физических лиц, необходимо отметить, что Д.В. Винницкий выделяет организационно-имущественные налоговые права и обязанности лица; организационные налоговые права и обязанности. В содержании налоговой правосубъектности физического лица, с точки зрения механизма реализации, можно также выделить абсолютные и относительные права .
К организационным правам физического лица – налогоплательщика относятся следующие права:
• право получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах, включая право получать письменные разъяснения по указанным вопросам;
• право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
• право на налоговую тайну;
• право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
• право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
• право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления и требования об уплате налога;
• право обжаловать в установленном порядке акты (решения) налоговых и иных органов, участвующих в налоговых отношениях, и действия (бездействие) их должностных лиц в административном и судебном порядке .
К организационным обязанностям физического лица – налогоплательщика – физического лица, относятся следующие:

• обязанность встать на налоговый учет в налоговых органах;
• обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
• обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации в случаях, предусмотренных законодательством;
• обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы и информацию, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
• обязанность обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов .
Д.В. Винницкий выделяет группу прав налогоплательщиков, связанных с обеспечением законности в налоговых правоотношениях. Так, согласно НК РФ налогоплательщики – физические лица имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении (несовершении) ими каких-либо действий в отношении налогоплательщика. Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых и иных органов и иных должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным законам. Вместе с тем налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налоговых органов и их должностных лиц, а также не препятствовать законной деятельности налоговых органов .
К группе абсолютных и относительных прав и обязанностей налогоплательщиков – физических лиц относятся следующие права и обязанности. К абсолютным правам относятся такие права, реализовать которые налогоплательщик может по своему усмотрению. Как отмечает А.П. Коренев, «…абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина» .
Относительные права – это такие права, реализация которых зависит от ряда обстоятельств. Д.В. Винницкий пишет, что относительными налоговыми правами следует считать такие права, для реализации которых необходим правоприменительный акт компетентного органа, участвующего в налоговых отношениях. Например, право получать отсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит, право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов .
Что касается обязанностей, то они также могут быть дифференцированы на абсолютные и относительные обязанности. Абсолютные обязанности связаны с соблюдением закона о налогах и сборах, выполнением законных требований должностных лиц налоговых органов.
Таким образом, нельзя согласиться с мнением некоторых авторов о том, что участники правоотношений имеют либо только права, либо только обязанности .
В противном случае придется признать, что у одних субъектов есть только права, у других – только обязанности, а это напрямую ведет к отрицанию существования такого важного правового института, как правовой статус субъекта. Следует отметить, что конкретные права налогоплательщиков должны соответствовать основным конституционным нормам и международным пактам о правах человека, что следует понимать как единство целей конституционных и других прав человека. Поэтому реализация субъективных прав налогоплательщиком должна осуществляться в тех границах, которые указаны в законе, и теми средствами, которые допускаются законом.
Как уже отмечалось, налогоплательщики – физические лица наделяются государством «…способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность» .
В.А. Яговкина пишет о том, что «…способность субъекта иметь права и обязанности по поводу уплаты налогов, предусмотренная нормами налогового права, называется налоговой правосубъектностью. Налоговая дееспособность – это способность своими действиями реализовывать представленные права и исполнять обязанности в налоговой сфере» .
Что касается реализации налогоплательщиками – физическими лицами своей правосубъектности, необходимо отметить, что по состоянию на 1 июля 2008 г. налоговыми органами Российской Федерации от налогоплательщиков получено 3 071 тыс. деклараций по налогу на доходы физических лиц, что меньше аналогичного показателя на 1 июля 2004 года на 156,5 тыс. деклараций.
Из общего количества полученных деклараций по состоянию на 1 июля 2008 г., 2 900 тыс. деклараций получено от налогоплательщиков по доходам 2004 г., что превышает на 5 тысяч или на 0,2 % количество полученных деклараций от налогоплательщиков по доходам 2003 года по состоянию на 1 июля 2007 г.
При этом из общего количества полученных деклараций по состоянию на 1 июля 2008 г., 281,1 тыс. деклараций по налогу на доходы физических лиц получено от налогоплательщиков за прошлые налоговые периоды, что меньше на 51,4 тысячи количества полученных деклараций от налогоплательщиков за прошлые налоговые периоды по состоянию на 1 июля 2008 г.
Из общего числа представленных деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2008 г.: в 869 тыс. деклараций по доходам 2008 г. налогоплательщиками заявлены социальные налоговые вычеты, что на 41 декларацию больше аналогичного показателя деклараций 2007 г. Сумма социальных налоговых вычетов, заявленная в полученных декларациях 2008 г., составляет 14 802 млн. рублей, что превышает на 21,7 % сумму социальных вычетов, заявленных в декларациях 2007 г. Из общего числа представленных деклараций для получения социальных вычетов наибольшее количество приходится на декларации, в которых налогоплательщики заявили вычеты по расходам на образование. Так, в 787 тыс. декларациях заявлены вычеты на образование в сумме 13 345 млн. рублей.
В среднем на одну декларацию по доходам 2008 г. налогоплательщиками заявлены следующие социальные налоговые вычеты: – по расходам на благотворительные цели в сумме 35 тыс. руб., что меньше аналогичного показателя по декларациям 2003 года на 12 тыс. руб. или на 48,9 %; по расходам на образование в сумме 16,9 тыс. руб., что больше аналогичного показателя по декларациям 2007 г. на 2,9 тыс. руб. или на 20,7 5%; по расходам на лечение в сумме 16,6 тыс. руб., что больше аналогичного показателя по декларациям 2007 г. на 3,9 тыс. руб. или на 30,7 %, в 203,1 тыс. декларациях 2008 г. налогоплательщиками заявлены имущественные налоговые вычеты по доходам от продажи имущества, что на 15,5 тысяч больше аналогичного показателя по декларациям 2007 г. или на 8,3 %.
Сумма имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества, заявленная в декларациях 2008 г., составляет 146 631 млн. руб., что на 16 205 млн. руб. или на 12,4 % больше аналогичного показателя деклараций 2007 г. Сумма имущественных налоговых вычетов по приобретению жилья, заявленная в декларациях 2008 г., составляет 98 653 млн. руб., что на 32 350 млн. руб. или на 48,8 % больше аналогичного показателя по декларациям 2003 г. Из общего числа представленных деклараций для получения имущественных налоговых вычетов наибольшее количество приходится на декларации, в которых налогоплательщики заявили вычеты по расходам на приобретение (строительство) жилья.
В среднем на одну декларацию по доходам 2008 г. налогоплательщиками заявлены имущественные налоговые вычеты: по доходам от продажи имущества в сумме 722 тыс. руб., что больше аналогичного показателя деклараций 2007 г. на 26 тыс. руб. или на 3,8 %; по приобретению жилья в сумме 120,4 тыс. руб., что больше аналогичного показателя деклараций 2006 г. на 18,2 тыс. руб. или на 17,8 %.
Налогоплательщиками заявлена сумма налога к возврату из бюджета в связи с правом на налоговые вычеты в размере 14 912,6 млн. руб. Данный показатель по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4 758,4 млн. руб. или на 46,8 %.
В 2008 г. в налоговые органы обратилось 98,6 тыс. налогоплательщиков за подтверждением права на получение имущественного вычета у работодателя, предусмотренного п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, из них 77,6 тыс. налогоплательщикам выдано уведомление, подтверждающее право на получение имущественного налогового вычета и 5,3 тыс. налогоплательщикам отказано по результатам проверки документов в получении имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья .
Как уже отмечалось, согласно Конституции России, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Как отмечает И.А. Лопатченко, «…конституционная обязанность платить законно установленные налоги представляет собой закрепленное в Конституции правило поведения налогоплательщиков как определенной категории граждан, направленное на удовлетворение общественных интересов и представляющее меру должного волевого поведения индивидов, сопряженное с угрозой наказания за уклонение от него. Признаки конституционной обязанности платить законно установленные налоги: зафиксированность в Конституции; волевой характер; направленность на достижение общественного блага; ограничение права частной собственности ради решения общесоциальных задач; распространение данной обязанности только на налогоплательщиков как определенную категорию граждан» .
В свою очередь Д.Б. Занкин пишет, что «…под уплатой налогов как институтом налогового права предлагается понимать комплекс правовых норм, регулирующий отношения по уплате налогов в Российской Федерации, заключающиеся в том, что плательщик обязан на безвозмездной и безвозвратной основе внести в бюджет установленную законодательством о налогах и сборах сумму налога, а государство вправе требовать от него надлежащего исполнения данной обязанности» .
Учитывая названное конституционное положение, а также их теоретический анализ, следует остановиться на анализе категории «налог», а также определить его функции. Налоговая обязанность занимает особое место в системе конституционных и иных обязанностей граждан и юридических лиц.
Д.А. Бекерская констатирует, что наряду с обязанностью платить законно установленные налоги каждый налогоплательщик имеет право защищать свои имущественные интересы от необоснованных требований налоговых органов уплачивать налоги. Как один из видов общественных отношений налоговые отношения связаны с изменением форм собственности, с передачей части ее в пользу государства, а поэтому необходима четкая правовая регламентация, а также дальнейшее совершенствование и укрепление гарантий прав личности в налоговых правоотношениях .
Одним из основных признаков налога является односторонний характер его установления .
Налог уплачивается в целях обеспечения общественных потребностей, которые порой носят весьма абстрактный характер по отношению к интересам конкретного налогоплательщика. Исходя из этого, налог является индивидуально безвозмездным платежом. Взимая налоги, государство представляет гражданам и юридическим лицам публичные услуги. За счет средств налогоплательщиков государство обеспечивает их безопасность и др. Налог достаточно сложная категория, которая имеет двойственную природу. Налог является как экономической, так и финансово-правовой категорией. Налог как финансово-правовая категория является безвозвратным. Возвращение налога возможно только в случае его излишней уплаты (Глава 12 НК РФ).
В настоящее время налогоплательщики – физические лица вносят весьма существенную лепту в пополнение бюджетов соответствующего уровня. Так, по Управлению ФНС России по г. Москве за январь-ноябрь 2008 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 1 574,6 млрд. руб. доходов, администрируемых Управлением ФНС России по г. Москве, что превышает поступления аналогичного периода 2007 года на 30,0 %.
В федеральный бюджет Управлением ФНС России по г. Москве мобилизовано 657,9 млрд. руб. налогов и сборов, или 124,7 % к поступлениям января-ноября 2007 года. В консолидированный бюджет города Управлением ФНС России по г. Москве собрано 670,9 млрд. руб. при росте 135,7 % к уровню прошлого года. В бюджеты муниципальных образований поступило 1,6 млрд. руб. В государственные внебюджетные фонды мобилизовано 245,9 млрд. руб. или 130,0 % к уровню прошлого года. Наибольшая доля в общей сумме поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации – 26,2 % в январе-ноябре обеспечена за счет налога на прибыль. Сумма поступления составила 413,3 млрд. руб. при росте 131,8 % к уровню соответствующего периода прошлого года, в том числе в федеральный бюджет – 135,2%, в бюджет города Москвы – 130,1 % .
Вторым по величине в структуре налоговых поступлений в отчетном периоде является налог на добавленную стоимость с долей 26,0 %. Сумма поступления составила 409,4 млрд. руб., рост к 2007 году 119,5%. Поступления налога на доходы физических лиц составили 318,0 млрд. руб., при росте к поступлениям в январе-ноябре 2007 года 141,4 %, что опережает рост средней заработной платы, который в декабре-сентябре составил 129,0 %. В консолидированный бюджет города Москвы с учетом налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в межрегиональных инспекциях ФНС России, за 11 месяцев текущего года поступило 1 019,0 млрд. руб., что на 41,2 % превышает поступления января-ноября 2007 г.
Следует отметить, что далеко не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, могут признаваться налогами. Так, уплата в соответствии с КоАП РФ административного штрафа налогом не является, несмотря на то, что административный штраф является обязательным безвозмездным платежом.
В этой связи необходимо определить, какими признаками должен обладать налог. Как отмечают В.В. Курочкин и Н.И. Осетрова, «… четкость формулировки понятия налога гарантирует реализацию признаков права как системы обязательных норм поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой, а значит, будет способствовать повышению уровня правосознания граждан и, как следствие, исполнению предписаний юридических норм» .
В юридической литературе отмечается, что категория «налог» имеет правовое и экономическое содержание. Особенностью юридических категорий, по сравнению с категориями других наук, является закрепление их в законе .
Знание генезиса категории «налог» в истории права позволит осмыслить накопленный исторический опыт мировой и отечественной науки, отказаться от стереотипов в правовой науке и сделать результативными исследования о природе налога и принципах налогообложения .
В.И. Даль говорил о налоге как о повинности деньгами или припасами, как о платежах, налагаемых на торговлю, промыслы .
Налоги начали взиматься достаточно поздно. Как отмечается в научной литературе, посвященной исследованию истории налогового администрирования, «… налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» .
С.Ю. Витте определял налоги как «… принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития». С.Ю. Витте под налогами понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд .
В дореволюционной юридической литературе налоги рассматривались как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей и покрытия общих расходов . Однако другие авторы того же периода указывали, что налог представляет собой односторонние экономические пожертвования граждан, которые государство взимает легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек .
Налоги с момента своего образования изначально собирались под угрозой применения мер государственного принуждения. Как следует из Постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» , требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.
Как отмечает А. Смит, «…о налогах не договариваются». Исключением можно считать используемые в сфере налогообложения некоторые договорные формы. Как отмечает Н.В. Дудина, «… речь идет о соглашениях, связанных с изменением срока уплаты налогов и сборов, а также с залогом и поручительством как средствами обеспечения исполнения налоговой обязанности» (Глава 11 НК РФ) .
С.Н. Жевакин говорит о том, что «…налог – это обязанность материального характера, которую должен исполнить плательщик» .
Как отмечал Г.Д. Сидоренко, «… цель государства позволяет ему прибегать к налогам» . Исходя из этого можно говорить о налоговой функции государства. Как отмечает А.А. Сайдаманов, налоговая функция – это нормативно-регламентированная и организационно-обеспечительная деятельность государства по осуществлению налогообложения и взимания налогов . В.М. Фокин пишет о том, что «…функция налога – это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства» .
Французский исследователь финансового права П. Годме говорит о том, что «…налогоплательщик только потому платит налог, что знает о существовании принудительных мер, и в случае отказа платить, такие меры будут приняты, и его заставят заплатить с излишком» .
Таким образом, методом налогового права является метод властных предписаний. Приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение .
Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, А.В. Брызгалин и С.А. Кудреватых делают вывод о том, что основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации) . В. Гуреев называет метод налогового права властно-имущественным .
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). В этой связи налог определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа – меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны .
Анализ современной юридической литературы показывает, что существуют различные точки зрения относительно феномена «налог». В.А. Соловьев говорит о том, что налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством у частного субъекта. Далее В.А. Соловьев переходит к пониманию налога как «кредита», передаваемого публичному субъекту на социально значимые цели .
По определению Е.Ю. Грачевой и Э.Д. Соколовой, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования .
По определению С.Г. Пепеляева, налог – единственная законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти .
По определению Д.В. Винницкого, налог – установленная законом форма ограничения конституционного права собственности или иного законодательного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска (казны), в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства и справедливости .
В.И. Гуреев под налогом понимает основное финансовое обеспечение конституционной деятельности государства .
К.С. Бельский, суммируя признаки налогов, говорит о том, что налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, установленные органами государственной власти и отдаваемые физическими лицами и организациями для зачисления в бюджетные фонды с определением их размера и сроков уплаты .
Ст. 8 НК РФ содержит следующее определение налога. Так, согласно закону под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
На наш взгляд, налог – индивидуальный социально-обусловленный платеж, имеющий форму обязанности, которая касается как физических, так и юридических лиц, которые имеют объект налогообложения. Согласно НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К доходам физических лиц, которые являются объектом налогообложения, относятся:
• дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
• страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
• доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;
• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
• доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу);
• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
• пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
• доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;
• доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
• выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
• иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Письмо ФНС России от 17 июня 2008 г. № 3-5-03/149 @ определяет, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 ст. 228 НК РФ дополнен подпунктом 7.
Данным подпунктом предусмотрено, что физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 228 НК РФ. Вместе с тем и до вступления в силу поправки в статью 228 НК РФ физические лица были обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в порядке дарения от физических лиц.
Правоотношения сторон договора дарения регулируются нормами главы 32 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 572 ГК РФ предусмотрено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
То есть дарение определяется как безвозмездная передача какого-либо имущества собственником этого имущества по договору дарения в собственность другому лицу. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть заключено в устной или письменной форме. Пунктом 2 статьи 574 ГК РФ предусмотрено, что договор должен быть заключен в письменной форме, когда:
• дарителем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
• договор содержит обещание дарения в будущем.
При этом объект дарения должен быть четко определен, иначе договор дарения будет ничтожным. В соответствии с пунктом 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Кроме того, согласно положениям гражданского законодательства подлежит регистрации переход права собственности на транспортные средства, акции, паи, доли в уставном капитале организаций.
Таким образом, для целей исчисления налога на доходы физических лиц налоговым агентом под подарками подразумевается безвозмездная передача физическому лицу любых вещей юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) (за исключением недвижимости, транспортных средств, акций, паев, долей), передача которых не требует регистрации договора дарения.
Все иные дары, переданные одаряемому физическому лицу на основании договора дарения, заключенного в письменной форме и требующего регистрации, признаются доходами физического лица, полученными в порядке дарения.
При получении физическими лицами в налоговом периоде дохода в виде подарка от организации стоимостью, не превышающей 4000 рублей, организация не признается налоговым агентом в порядке статьи 226 НК РФ, поскольку в таких случаях у организации не возникает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно, у организации не возникает и обязанности представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.
Если стоимость подарка превышает 4000 рублей, а также в случаях, когда одним и тем же физическим лицом в налоговом периоде от организации получено несколько подарков общей стоимостью, превышающей 4000 рублей, организация в отношении таких доходов признается налоговым агентом, на которого возложены обязанности, установленные статьей 226 НК РФ.
При этом организации следует вести персонифицированный учет физических лиц, получивших в налоговом периоде подарки, в налоговой карточке по форме № 1-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583.
Если организация не выплачивала одаряемому лицу в налоговом периоде других доходов, в силу чего удержать налог на доходы физических лиц со стоимости подарка, превышающей 4000 рублей, она не имеет возможности, то в таком случае налоговый агент согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ обязан письменно сообщить в налоговый орган о невозможности взыскания налога в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
В этом случае одаряемое физическое лицо на основании пункта 5 статьи 228 НК РФ должно самостоятельно уплачивать налог на основании налогового уведомления равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом уведомления об уплате налога, второй – не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты налога.
При этом уплата налога на основании налогового уведомления не освобождает физическое лицо от подачи в налоговую инспекцию по месту жительства налоговой декларации 3-НДФЛ в срок, установленный статьей 229 НК РФ.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
• государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
• пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
• все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
• возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
• оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
• оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
• увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
• гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
• возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
• исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
• вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
• алименты, получаемые налогоплательщиками;
• суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
• суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
• суммы, единовременной материальной помощи, оказываемой: (налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты; работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации; налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти; налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты; работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка; вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации физическим лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также за оказание содействия органам федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Налог уплачивается добровольно, а в случаях, предусмотренных законом, его выплата обеспечивается мерами государственного принуждения.
Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности налоговых органов самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Плательщиком налога является лицо, обладающее объектом налогообложения, а не гражданин .
Уплата налога – обязанность, вытекающая из права собственности, существования объекта налогообложения. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических возможностей .
Налоговая обязанность занимает особое место среди других обязанностей граждан, а также хозяйствующих субъектов. Т.Ю. Сащихина говорит о том, что налоговая обязанность – это вид публично-правовой обязанности, носящей конституционный характер, которая возникает, приостанавливается и прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и представляет собой меру должного поведения налогоплательщика, заключающуюся в необходимости самостоятельно, своевременно, в полном объеме, в валюте Российской Федерации, в наличной или безналичной форме уплатить налог в соответствующий бюджет, и обеспечена применением принуждения, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности .
Говоря о функциях налога, необходимо отметить, что в литературе имеется ряд точек зрения по данному вопросу.
В частности, Г.В. Петрова выделяет восемь функций налогов:
• конституционную;
• координирующую;
• фискальную;
• стимулирующую;
• контрольную;
• межотраслевую;
• правовую;
• внешнеэкономическую .
И.В. Караваева говорит о том, что налоги выполняют следующие функции:
• фискальную;
• стабилизирующую;
• регулирующую и интегрирующую .
Д.В. Винницкий говорит о том, что налогам присущи две функции:
• распределение бремени публичных расходов;
• регулирующая функция .
К.С. Бельский выделяет такие функции налогов, как:
• фискальная;
• распределительная;
• стимулирующая;
• политическая .
На наш взгляд, налог выполняет такие функции, как:
• фискальная;
• уравновешивающая (регулирующая);
• обязывающая (принудительная).
• экономическая.
Налог обеспечивает работу и платежеспособность субъектов публичной власти. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога .
Строго говоря, любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения. Принципиальное отличие платежей, которые воздействуют на поведение плательщика (иногда их называют «регулирующими налогами»), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью, подрывают собственную базу, сокращают число плательщиков, снижают доходы бюджета. Как говорит Е.А. Лысов, поскольку такие платежи не имеют финансовой цели, они не являются налогами в строгом смысле слова» .
Как отмечает С.Г. Пепеляев, никто не работает лишь для того, чтобы уплачивать налоги. Предприятия – прежде всего производители товаров (работ, услуг), а затем уже налогоплательщики. Налогообложение не должно подрывать свою собственную основу – бизнес .
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Этим фактом они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государственными или местными органами государственной власти. Такие платежи называются «парафискалитетами» и взыскиваются, например, в пользу различных технических и профессиональных организаций также на основе принуждения, поэтому их установление, как и установление налогов, возможно только законодательным путем .
Из законодательного определения налога видно, что целью его взимания является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Данное положение корреспондирует с бюджетным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 35 БК РФ доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.
Из каждого правила есть исключения. В постановлении Конституционного суда РФ от 11 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» отмечено, что, «как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. В определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность. Данное положение может быть обусловлено интересами определенных групп населения, отраслей хозяйства или ведомств и т.п.
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п. 3 ст. 45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте .
В законодательном определении налога отсутствует положение относительно регулярности налогового платежа, однако именно данным элементом любой налог отличается от такого понятия, как «сбор». Как отмечает В.Н. Моисеев, «…сбор как категория финансового права имеет следующие правовые признаки: публично-правовой характер, обязательность, односторонний характер установления, принудительность, безэквивалентность, направленность на обеспечение финансовой деятельности государства, индивидуальная возмездность» .
К.С. Бельский пишет о том, что сбор – это фискальное налоговое взимание за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий, которые можно подразделить на: а) действия, имеющие «вещный» характер и обусловленные передачей плательщику определенных товаров (работ, услуг) приобретение которых у государства является обязательным; б) действия в связи с предоставлением плательщику административных услуг, не имеющих «вещного» характера .
В определении налога, приведенном в ст. 8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что, как отмечается в научной литературе, является недостатком данного определения .
Значение налога заключается в отчуждении принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Данное обстоятельство вызывает ряд споров. В частности В.Г. Пансков говорит о том, что «взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции России, поскольку согласно Конституции лишение имущества может быть произведено только по решению суда» .
Данный вопрос был предметом исследования Конституционного суда. Так, в практике Конституционного суда РФ уже возникал вопрос о законности принудительного изъятия налога в бесспорном порядке. Не нарушается ли при этом закрепленный в ст. 35 Конституции РФ принцип неприкосновенности частной собственности, согласно которому никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (реквизиция)?
В постановлении № 20-П Конституционный суд РФ отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Взыскание налога – не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Согласно либеральной концепции право собственности имеет первостепенное значение перед налоговой обязанностью. Следует согласиться с тем, что право собственности в механизме налогообложения ограничивается правами других лиц. Как отмечает Г.А. Гаджиев, «…конституционные гарантии ст. 35 Конституции России представляют собой разумный компромисс между необходимостью учета, как конституционных принципов демократии, так и правового государства при решении проблемы принудительного отчуждения имущества для государственных нужд» .
Праву собственности частного лица противостоит право другого частного лица на определенный уровень жизни, безопасность . Исходя из этого налоговая обязанность имеет приоритетное значение перед правом собственности. В завершение необходимо отметить, что правовое положение налогоплательщиков – физических лиц в охранительных отношениях – это специальный правовой статус, который помимо общих прав и обязанностей включает специальные средства защиты, которые позволяют налогоплательщикам – физическим лицам защищать свои права и законные интересы в налоговых правоотношениях. Средства защиты прав налогоплательщиков – физических лиц могут быть дифференцированы на средства, обеспечивающие исполнение налогоплательщиками – физическими лицами своих обязанностей по уплате налогов; средства, позволяющие учитывать платежеспособность налогоплательщиков – физических лиц; средства, обеспечивающие режим законности при реализации налоговых процедур, в которых участвует налогоплательщик – физическое лицо, а также средства, обеспечивающие безопасность налогоплательщиков – физических лиц.

← Назад

Запись на консультацию