+7 (909) 939-24-04, +7 (915) 237-07-84
 
E-mail: vial.konsulting@yandex.ru
Полезное

Помните!

Своевременность обращения к профессиональному, квалифицированному юристу уже является залогом возможного положительного результата! 

Не затягивайте, если у Вас возникли те или иные юридические вопросы! Чем быстрее Вы прибегните к квалифицированной юридической помощи, получите своевременную юридическую консультацию, тем проще будет оказать Вам помощь!

Наши юристы помогут разобраться в любой, даже самой, на первый взгляд, сложной юридической ситуации, в тонкостях любого, пусть даже самого сложного юридического вопроса! Помогут принять правильное правовое, законное решение в любом юридическом вопросе!

Сотрудничающие с компанией адвокаты всегда смогут прийти на помощь в случае, если возник вопрос о возбуждении уголовного дела, проведении доследственной проверки, если Вы оказались потерпевшим по уголовному делу!

Мы готовы предложить Вам самый широкий спектр юридических услуг: от разовой юридической консультации, в ходе которой без значительных материальных затрат Вы сможете правильно оценить ситуацию, перспективу ее развития, до полного ведения Ваших дел в суде!

Также мы готовы предложить Вам полное юридическое обслуживание по всем правовым вопросам!

Обратившись в ОП "ВИАЛ-КОНСАЛТИНГ", Вы сможете получить защиту своих интересов коллективом высококлассных юристов и сотрудничающих с компанией адвокатов! Коллективная защита в команде профессионалов всегда дает больше результатов, чем если даже Ваши интересы представляет очень квалифицированный юрист единолично!

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Поиск по сайту

Правовые средства защиты прав потребителей: понятие, цели, виды

 Правовые средства защиты прав потребителей: понятие, цели, виды

В настоящее время потребительский рынок Российской Федерации достаточно интенсивно развивается. Так, согласно аналитическим данным в 2008 г. Россия вышла на первое месте в Европе по продажам стиральных машин и мобильных телефонов, на второе после Германии – по продажам пива, на четвертое – по автомобилям. В 2008 г. продажи потребительских товаров превысили показатели европейских стран на всех рынках, кроме автомобильного рынка, однако имеется устойчивая тенденция, что к 2011 г. и на этом рынке Россия будет первой. В настоящее время растет не только потребление, но и средняя цена товаров, продажа автомобилей иностранного производства в 2006 г. выросла на 70 %, а их средняя цена – на 56 % и в настоящее время составляет примерно 25 тыс. дол. По прогнозу экспертов ACNielsen, к 2025 г. потребительский рынок России станет самым крупным в Европе и в стоимостном выражении .
В структуре товарных ресурсов рознич¬ной торговли на долю товаров, поступивших по импорту в I квартале 2008 г., приходилось 58 %, что на 7 % превыси¬ло уровень I квартала 2009 г. Ускорению динамики импорта способ¬ствовали, прежде всего, рост доходов населения и укрепление рубля. По предваритель¬ным данным Ростата России, в апреле текущего года реальное укрепление курса рубля к доллару США составило 7,3 %, од¬нако в целом реальный эффективный курс рубля укрепился только на 3,7 %. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе – апреле 2009 г. составил 46,5 %, не¬продовольственных товаров – 58,9 % (в январе – апреле 2009 г. – 48,7 % и 54,7 % соответ¬ственно).
В январе — апреле 2009 г. оборот рознич¬ной торговли продовольственными товара¬ми по всем формам их торговли составил 639,9 млрд. руб., что на 110,1 млрд. руб., или на 123,9 %, превышает объем продаж соот¬ветствующего периода 2008 г. в действующих ценах. За счет роста физического объема продажна 103,5 % прирост оборота рознич¬ной торговли продовольственными товара¬ми составил 37,2 млрд. руб. Рост уровня про¬дажных цен на 121,3 % обусловил получение дополнительного дохода всеми субъектами розничной торговли продовольственными товарами в размере 66,2 млрд. руб. При этом на долю действия ценового фактора при¬шлось 63,6 % общего прироста оборота роз¬ничной торговли продовольственными това¬рами. В январе-апреле 2009 г. оборот розничной торговли непродовольственными товара¬ми достиг 748,9 млрд, руб., что на 137,4 млрд. руб., или на 123,4 %, превысило объем про¬даж соответствующего периода предыдуще¬го года в действующих ценах. За счет роста физического объема продаж непродоволь¬ственных товаров на 110,7 % было получено 72,2 млрд. руб. прироста, за счет роста про¬дажных цен на непродовольственные товары на 121,5 % было получено 76,8 млрд руб. при¬роста. При этом доля действия ценового фак¬тора в общем приросте оборота розничной торговли непродовольственными товарами составила 56,6 %.
С каждым годом объем потребительского рынка России увеличивается примерно на 10-13 %. В настоящее время по оценкам Росстата РФ, она составляет 290 млд долл (230 млд долл приходиться на розничную торговлю, а 60 млд долл – на бытовые услуги) . Торговля – одна из тех областей сферы обслуживания, где получили распространение всевозможные негативные явления, включая преступления и административные правонарушения .
В этой связи государство не может оставить в сферу потребительского рынка вне сферы своего контроля и надзора. Контрольно-надзорная деятельность является одной из форм деятельности органов внутренних дел в механизме предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка. В чем-то аналогичная точка зрения имеет место в научной литературе. Так, В.В. Кулажников отмечает, что основными формами осуществления финансового контроля в сфере предпринимательской деятельности являются:
• проведение ревизий и проверок финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности при наличии данных указывающих на признаки преступление;
• проведение проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
• участие в проверках, проводимых контрольными органами .
Контроль и надзор за соблюдением правопорядка на потребительском рынке осуществляют различные органы государственной власти. Как отмечает В.Ф. Опрышко «…контроль – это одна из функций руководства торговлей со стороны государственных органов» .
Особое место в механизме контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка принадлежит органам внутренних дел. В этом направлении деятельности органов внутренних дел в настоящее время имеют место определенные организационные изменения цель которых обеспечить режим законности и правопорядка в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей. Как следует из информационных материалов МВД России «…усиление контроля соблюдения законности в работе на потребительском рынке и недопущение незаконного вмешательства сотрудников милиции в эту сферу сопровождаются повышением эффективности правоохранительной деятельности по противодействию теневому сектору экономики и пресечением противоправной деятельности в этом секторе экономики. В период с января по июнь 2009 г. на потребительском рынке выявлено 43,5 тыс. преступлений, относящихся к компетенции милиции общественной безопасности. Задокументировано и направлено в суды 32,5 тыс. уголовных дел» .
Следует отметить, что правовая основа деятельности органов внутренних дел в сфере предпринимательской деятельность претерпела определенные изменения.
Пункты 25 и 35 части первой статьи 11 Закона «О милиции», наделяющие сотрудников органов внутренних дел правами, которые могли реализовываться без соблюдения процедур, предусмотренных УПК РФ и КоАП РФ, признаны утратившими силу. С 10 января 2009 г. применительно к физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, исключены полномочия, позволяющие органам внутренних дел (милиции) в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении:
• производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
• производить досмотр транспортных средств;
• изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;
• требовать предоставления в пятидневный срок копий документов;
• изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров. Кроме того, при проверке данных, указывающих на признаки преступления, милиция имеет право требовать обязательного проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности и проводить такие проверки и ревизии, изымать при их производстве документы либо их копии.
Кроме того, отменено право проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Стоит отметить, что в целях обеспечения законности и обоснованности проверок и ревизии, проводимых сотрудниками милиции в соответствии с пунктами 25 и 35 части первой статьи 11 Закона РФ «О милиции», ранее были изданы приказы МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», и от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». В связи с внесенными изменениями в Закон РФ «О милиции» названные приказы утратили свое юридическое значение.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ пункт 33 части первой статьи 11 Закона «О милиции» изложен в новой редакции. Если прежде органы внутренних дел имели право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, то теперь это право реализуется только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Также часть 2 статьи 11 Закона РФ «О милиции» изложена в новой редакции, согласно которой использование сотрудниками милиции прав, предоставленных милиции законом, возможно только при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Справедливо мнение о том, что Закон РФ «О милиции» устанавливал лишь общие требования при реализации милицией указанных прав и не содержал четких процедур, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия, определенными правами и обязанностями. Поэтому под внепроцессуальными полномочиями органов внутренних дел понимаются такие полномочия, которыми до 10 января 2009 г. обладали сотрудники милиции в сфере контрольно-проверочной деятельности субъектов предпринимательства, содержащиеся не в процессуальном законе, а в пунктах 25 и 35 части первой статьи 11 Закона «О милиции». В настоящее время должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами уголовно-процессуального законодательства и административного законодательства Российской Федерации.
Административной деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке, как и любому другому социальному явлению присущи две неразрывно связанные, существующие только вместе, стороны – содержание и форма. Содержание административной деятельности органов внутренних дел раскрывает ее смысл и социальное значение и определяется стоящими перед ними задачами, реализуемые функциями по обеспечению общественного порядка и безопасности.
Под формами административной деятельности ОВД в рассматриваемой сфере понимается ее внешнее проявление в группах однородных действий, посредством которых реализуются их задачи и функции. Творческих характер административной деятельности невозможен без предоставления субъекту этой деятельности самостоятельности по осуществлению в выборе тех или иных форм. Формы административной деятельности подразделяются на правовые и не правовые.
Правовые формы административной деятельности органов внутренних дел – это проводимые на основе закона исполнительно-рапорядительные действия, создающие новые правовые формы, порождающие, изменяющие, прекращающие правовые отношения или являющиеся необходимыми юридическим фактами для наступления указанных правовых последствий. Не правовые формы деятельности органов внутренних дел в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка – это повседневное разнообразное проявление административной деятельности лишенное юридических качеств и последствий.
Органы внутренних дел в сфере потребительского рынка осуществляют широкий спектр правоохранительной деятельности. Так, органы внутренних дел осуществляют предупреждение, пресечение преступлений, административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Выступая одним из новых видов современного рынка – потребительский рынок напрямую с куплей-продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, которые в свою очередь являются основными направлениями предпринимательской деятельности .
В 2007 г. в сфере потребительского рынка зарегистрировано – 129 тыс. преступлений, в 2008 г. – 145,5 тыс., в 2009 г. – 149,4 тыс. Это практически треть всех преступлений экономической направленности. В 2008 г. преступлениями в сфере потребительского рынка причинен ущерб в сумме 37,5 млд руб. Сумма изъятой из оборота продукции в денежном эквиваленте, а также ценностей и денежных средств превысила 12 млд руб. Кроме того, пресечено 380 тыс. административных правонарушений. В ходе объектов рознично торговли из незаконного оборота изъято материальных ценностей почти на миллиард рублей .
В 2008 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлено более 97 тыс. преступлений, связанных с потребительским рынком. Ежегодно на объектах розничной торговли пресекается свыше 1 млн. административных правонарушений. В 2008 г. по материалам уголовных дел размер причиненного материального ущерба составил 14,8 млд руб. По оконченным уголовным делам сумма наложенного ареста на имущество и изъятой из оборота продукции составила 18,2 млд руб . По оценкам специалистов административные правонарушения в сфере потребительского рынка касаются:
• нарушения общих правил продажи товаров, оказания услуг населению;
• невыполнение требований об потребителей соответствующей информацией;
• нарушение дисциплины цен;
• обман потребителей:
• нарушение прав потребителей, которым предоставлены льготы или преимущества;
• нарушение правил продажи отдельных видов товаров, оказание отдельных видов услуг;
• нарушение правил продажи отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг;
• нарушение правил работы объектов мелкорозничной торговли (рынков);
• незаконного использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров .
В целях совершенствования юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка необходимо ст. 28.7 КоАП РФ дополнить перечнем статей, в которых закреплены составы административных правонарушений объектом посягательства, которых является потребительский рынок. В этой связи было бы вполне целесообразно в главе 14 КоАП РФ, сделать подраздел «Административные правонарушения в сфере потребительского рынка».
В научной литературе отмечается, что наибольшую опасность вызывают административные правонарушения, совершаемые при производстве и перераспределении некачественных, контрафактных и фальсифицированных товаров, что наносит ущерб экономики государства путем уклонения от уплаты налогов, ущерб владельцам интеллектуальной собственности, здоровью и безопасности и потребителей, которые покупают контрафактную и фальсифицированную продукцию .
Несколько слов необходимо сказать о функционировании потребительского рынка в сфере оборота и реализации алкогольной продукции. Как отмечает С.М. Сулейманов «…огромный ущерб наносит людям поддельная водка – в 2007 г. она унесла жизнь почти 20 тыс. россиян. С начала 2008 г. из незаконного оборота изъято более 350 тыс. декалитров этилового спирта и суррогатного алкоголя, ликвидировано 350 подпольных цехов, приостановлено или аннулированы 303 лицензии» .
Так, ежегодно в Российской Федерации от употребления некачественного алкоголя погибает тысячи граждан, получают отравления десятки тысяч граждан. По предварительным данным, в 2009 г. в России от случайных отравлений алкоголем умерло 45 тысяч 900 человек, – сообщается в постановлении главного государственного санитарного врача России Г. Онищенко «Об усилении надзора оборотом алкогольной продукции», размещенном в понедельник на официальном сайте Роспотребнадзора.
В структуре причин смерти населения от несчастных случаев, отравлений и травм в РФ 13,4 % составляет смертность от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами. В 2009 г. от употребления алкоголя погибли 42 тысячи 715 чел., а в 2003 г. – 40 тысяч 567 чел. Особое беспокойство Роспотребнадзора вызывает рост числа больных алкоголизмом среди подростков – в 2008 г. этот показатель составил 17,7 на 100 тысяч населения.
В 2009 г. число больных алкоголизмом в Российской Федерации достигло 2 миллионов 369 тысяч человек и составило 1,6% от общей численности населения. Заболеваемость алкоголизмом с 2000 по 2009 г. выросла на 16,1 %, – говорится в постановлении. В 2009 г. по-прежнему сохранялся высокий уровень заболеваемости алкоголизмом, при этом наблюдалась тенденция к его росту.
Исследования, проведенные в Европейском Сообществе с января 1982 г. по июнь 1984 г. показали, что несчастные случаи из-за недоброкачественности продуктов послужили причиной 30 000 смертей и 40 0000 ранений людей. Они стоят на третьем месте среди причин смертности после дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев на производстве. Расходы на госпитализацию и страхование обходятся в сумму, превышающую 30 млрд. экю .
В настоящее время приходиться признать, что правонарушения в сфере потребительского рынка носят системный характер, в этой связи и предупреждение и пресечение органами внутренних дел административных правонарушений в сфере потребительского рынка должно носит системный характер. Для того, что предупреждение и пресечение административных правонарушений в сфере потребительского рынка было плановым и системным необходима разработка и принятие соответствующих программ, которые учитывали бы развитие общественных отношений в сфере функционирования потребительского рынка. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Как отмечают А.П. Алегин и А.Л. Ситковский для комплексных планов и программ противодействия правонарушениям в сфере потребительского рынка в настоящее время присущи следующие характерные черты:
• ориентация всех мероприятий на обеспечение реального достижения конечных целей планируемой деятельности;
• подчиненность тактических мер общей стратегии планируемой деятельности;
• направленность мероприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
• ориентация мер на решение ключевых для планируемой деятельности системы задач;
• обязательная увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, необходимых для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые планируется получить в перспективе;
• учет внешних факторов, оказывающих воздействие на масштаб, состояние и динамику правонарушений и преступлений в сфере потребительского рынка .
Преступления и административные в сфере потребительского рынка выявляются в ходе осуществления органами внутренних дел контрольно-надзорной деятельности. Как отмечает А.П. Савчук «…органы внутренних дел относятся к числу государственных структур, деятельность которых непосредственно связана с охраной прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью» .
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию права граждан на занятие предпринимательской деятельностью, а также осуществляют защиту прав потребителей. Однако приказ МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» определяет, что необходимо исключить факты проведения подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в том числе по соблюдению лицензионных требований и условий, не лицензируемых МВД России видов деятельности, а также иных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, если несоблюдение таких требований не содержит признаков преступлений или относящихся к компетенции органов внутренних дел административных правонарушений.
Названное положение нельзя признать оптимальным с точки зрения эффективности деятельности органов внутренних дел, в сфере потребительского рынка. В настоящее время перечень видов деятельности, которые лицензируются органами внутренних дел не столь широкий.
Так, согласно постановлению Правительства РФ от 26 января 2006 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»
МВД России осуществляет лицензирование:
• негосударственной (частной) охранной деятельности;
• негосударственной (частной) сыскной деятельности;
• торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговлю патронами к оружию;
• экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, а также патронов к оружию;
• коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.
Исходя из названного перечня, органы внутренних дел могут проверять только предприятия, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, а также предприятия, которые осуществляют торговлю оружием и боеприпасами. Все иные субъекты предпринимательской деятельности, которые функционируют в сфере потребительского рынка, фактически выпадают из под контрольной деятельности органов внутренних дел. Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку органы внутренних дел как никакие другие субъекты наиболее оперативно реагируют на различного рода правонарушения в сфере потребительского рынка. Названный приказ нельзя признать оптимальным, он не решает тех задач, которые на него возложены. В этой связи позволим себе не согласиться с мнением М. Суходольского который отметил, что «…основной целью приказа № 1065 является упразднение избыточных функций органов внутренних дел по контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на потребительском рынке, концентрация их усилий на обеспечении прав и законных интересов субъектов в сфере малого и среднего бизнеса, а также совершенствование работы по защите граждан от противоправных посягательств в сфере торговли и услуг» .
В настоящее время административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке определяется: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» , КоАП РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» , Приказом МВД России № 879 и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 746 от 3 ноября 2005 г. «Об утверждении регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительской рынке Российской Федерации» , Приказ МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» , Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности и др.
Далее представляется необходимым исследовать, что понимается под контрольно-надзорной деятельностью, а также определить ее специфику в сфере потребительского рынка. За последние годы количество контролирующих органов выросло пропорциональной увеличению числа хозяйствующих субъектов. При этом ряд федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по государственному контролю и надзору в сфере потребительского рынка, имеют сходные, а иногда и полностью дублирующие функции. Это мешает использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере .
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет, что государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также – юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных законом, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 2). Помимо этого названный закон впервые определил, что понимается под проверкой. Так, проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2). Далее необходимо несколько слов сказать о теоретическом аспекте контрольно-надзорной деятельности.
Следует отметить, что контрольно-надзорная деятельность исследовалась в теоретическом аспекте .
М.И. Еропкин, исследовав проблемы управления в сфере внутренних дел, отмечал, что «…административный надзор – это систематическое наблюдение органов милиции за точным исполнением должностными лицами и гражданами законов и иных нормативных актов в целях обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения нарушений, выявления нарушителей и принятия к ним мер общественного или административного воздействия» .
Ф.С. Разаренов определял административный надзор как «…систематическое наблюдение органов управления за точным и неуклонным выполнением общеобязательных правил в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления и привлечения нарушителей к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия» .
Р.И. Денисов в самом общем виде говорит о том, что сущность административного надзора характеризуется его целевой направленностью, которая заключается в удержании поднадзорных объектов в заданном правовом режиме .
Ф.Н. Зейналов пишет о том, что контроль – это деятельность должностных лиц, органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по установлению соответствия деятельности физических и юридических лиц требованиям законодательства, осуществляемая периодически и вмешивающаяся в функционирования организационно-подчиненного подконтрольного объекта в целях установления законности и целесообразности его деятельности. Надзор – это деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая беспрерывно в пределах установленной компетенции, в целях проверки соблюдения законности деятельности организационно-неподчиненных поднадзорных объектов, с возможностью применения в отношении последних мер административного воздействия .
В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка различные органы исполнительной власти руководствуются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .
Так, к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:
• разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
• организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
• принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
• организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органа внутренних дел в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка обязаны:
• своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
• соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
• проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
• проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа внутренних дел, копии документа о согласовании проведения проверки;
• не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
• знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
• учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
• доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• соблюдать сроки проведения контрольно-надзорной мероприятия;
• не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
• перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии, с которым проводится проверка;
• осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
У разных подразделений органов внутренних дел своя компетенция в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Так, в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка в соответствии с Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» , участковый уполномоченный милиции должен: оказывать в пределах своей компетенции помощь и содействие территориальным антимонопольным органам, подразделениям органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, органам государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соответствующим службам и подразделениям органов местного самоуправления, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Кроме того, участковый уполномоченный милиции на обслуживаемом административном участке лиц, нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности сотрудники патрульно-постовой службы милиции в праве в целях обеспечения беспрепятственного прохода граждан и недопущения загромождения эвакуационных путей пресекать несанкционированную торговлю и иную деятельность граждан на территории метрополитена без соответствующих разрешений. Сотрудники патрульно-постовой службы обязаны оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом оружия, взрывчатых материалов, наркотических средств и психотропных веществ, совершивших другие преступления.
Подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства осуществляют:
• проведение в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел комплексных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, установление лиц, их совершивших;
• выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, участие в работе по их устранению;
• оказание практической помощи отделам (отделениям, группам) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка горрайорганов внутренних дел при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
• формирование банка данных о лицах, привлекаемых к уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка товаров и услуг;
• информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о состоянии борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг;
• рассмотрение жалоб и заявлений граждан, должностных лиц по вопросам деятельности межрайонного отдела (отделения);
• применение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг и исполнению административного законодательства. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что свои полномочия в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений на потребительском рынке осуществляют различные подразделения органов внутренних дел .
Для обеспечения законности и правопорядка в нормативных правовых актах, которые регламентируют деятельность участкового уполномоченного милиции, сотрудников патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности целесообразно более детально определить их полномочия в сфере потребительского рынка. Кроме того, в настоящее время необходимо утвердить новое положение о подразделениях по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка необходимо процессуальное обеспечение соответствующих контрольных мероприятий хозяйствующих субъектов. Так, в настоящее время на основании и воспалении Федерального закона от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» принять приказ МВД России «О порядке проведения проверок сотрудниками милиции хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка». Такова общая характеристика административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка.
Далее представляется вполне уместным несколько слов сказать о полномочиях Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Так, территориальные органы Роспотребнадзора осуществляют следующие полномочия по предупреждению и пресечению административных правонарушений:
• осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• принимают меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• составляют протоколы об административных правонарушениях, выносят постановления по делам об административных правонарушениях, обладают иными полномочиями, предусмотренными КоАП РФ;
• принимают меры по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям;
• направляют в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалы о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
• обращаются в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
• участвуют в судебном деле в случае привлечения к делу судом, а также по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
• при проверках соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которых статьями 6.3, 6.6, 6.7, 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность, должностные лица органов внутренних дел (милиции) проверяют соблюдение требований санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в части требований к санитарному состоянию объектов и прилегающей территории, к необходимости подтверждения безопасности реализуемой продукции действующим свидетельством о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическим заключением) в тех случаях, когда их наличие установлено действующими нормативными правовыми актами;
• протоколы об административных правонарушениях, составляемые должностными лицами органов внутренних дел, направляются должностным лицам Роспотребнадзора, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются должностными лицами органов внутренних дел в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от должностного лица территориального органа Роспотребнадзора, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются должностному лицу территориального органа Роспотребнадзора в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В целях активизации совместных действий для обеспечения защиты законных прав и интересов граждан – потребителей предлагается создать координационные советы (рабочие группы), а также совместные группы из представителей органов внутренних дел и государственных контролирующих органов для выработки и реализации согласованных действий по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений в сфере свободной торговли и предпринимательства (где они не созданы). Обеспечить необходимые условия их постоянной и эффективной работы.
Для создания единых региональных информационных банков данных на лиц, совершивших административные правонарушения в сфере потребительского рынка, организовать своевременное, точное и полное заполнение карточек формы 2-адм ГИАЦ. Осуществить комплекс совместных оперативно-профилактических и административных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение с правонарушениями на потребительском рынке, в сфере налогового и антимонопольного законодательства.
В качестве основных направлений совместной работы определить:
• усиление обеспечения общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли;
• обеспечение на рынках режима свободной торговли доброкачественными товарами;
• пресечение фактов противоправного воспрепятствования гражданам реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю;
• контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли;
• осуществление проверок хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов:
• уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов;
• обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров;
• незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена;
• продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли;
• нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли;
• продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм;
• выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан;
• незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации;
• участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что торговля играет важную роль в жизнедеятельности общества в этой связи, данной вид общественно-полезной деятельности, не может быть исключен из сферы административного правового регулирования. Одним из первых нормативных правовых актов, который создал основу для административно-правового регулирования торговой деятельности, явились еще в начале 90-х годов XX в. указы Президента РФ: от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» и от 29 января 1992 г. «О свободе торговли» и др.
Указ «О свободе торговли» в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен, определял необходимость предоставить предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством. С принятием названного указа в нашей стране начала стихийно развиваться торговая деятельность, на улицах, площадях, парках, вокзалах, а также иных общественных местах. Стихийное развитие торговой деятельности способствовало нарушению общественного порядка, создавало угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, а также способствовало нарушению прав потребителей. На все негативные составляющие, связанные с развитием торговли начали активно реагировать органы внутренних дел, в лице подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные милиции, сотрудники патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, а также подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства.
В.В. Теплухин отмечает, что функции органов внутренних дел в сфере обеспечения соблюдения правил торговли состоят:
• в охране общественного порядка, обеспечения личной и общественной безопасности;
• защита жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств в сфере торговли, в том числе и защита прав потребителей;
• предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере торговли;
• осуществление контрольно-надзорной деятельности в пределах своей компетенции за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами;
• оказание в пределах своей компетенции помощи торговым предприятиям в осуществлении их законной торговой деятельности;
• осуществление производства по делам об административных правонарушениях .
В своей деятельности по обеспечению правил торговли и защите прав потребителей подразделения органов внутренних дел руководствуются различными законодательными и иными нормативными правовыми актами. В частности, непосредственно используется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» , Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» , Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» , УК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» , Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве» и др.
Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, которые регламентируют общественные отношения в сфере торговли и защиты прав потребителей нормы права, которые регламентируют соответствующие общественные отношения. В этой связи можно приветствовать принятие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Н.М. Тюкалова в свое время отмечала, что «…роль специального правового акта мог бы выполнить закон о государственном регулировании торговли» . Следует также отметить, что в настоящее время некоторые субъекты Российской Федерации приняли свои законодательные акты о торговой деятельности.
Так, в Москве в свое время был принят Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве» данным нормативным правовым актом руководствуются в обеспечении правил торговли, руководствуются и органы внутренних дел. Согласно названному закону, методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
• развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;
• лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке;
• сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
• реализация государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
• поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
• финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;
• государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
• разработка и реализация комплексной программы развития отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского рынка.
Для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо последовательно решать следующие задачи:
• защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукции;
• защита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики от отрицательных последствий, связанных с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
• защита фискальных интересов и усиление экономической безопасности государства;
• повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие распространению фальсифицированной и контрафактной продукции;
• ликвидация пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы борьбы с распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
• повышение эффективности применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за осуществление деятельности, связанной с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
• повышение авторитета государства на международной арене, приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

← Назад

Запись на консультацию