+7 (909) 939-24-04, +7 (915) 237-07-84
 
E-mail: vial.konsulting@yandex.ru
Полезное

Помните!

Своевременность обращения к профессиональному, квалифицированному юристу уже является залогом возможного положительного результата! 

Не затягивайте, если у Вас возникли те или иные юридические вопросы! Чем быстрее Вы прибегните к квалифицированной юридической помощи, получите своевременную юридическую консультацию, тем проще будет оказать Вам помощь!

Наши юристы помогут разобраться в любой, даже самой, на первый взгляд, сложной юридической ситуации, в тонкостях любого, пусть даже самого сложного юридического вопроса! Помогут принять правильное правовое, законное решение в любом юридическом вопросе!

Сотрудничающие с компанией адвокаты всегда смогут прийти на помощь в случае, если возник вопрос о возбуждении уголовного дела, проведении доследственной проверки, если Вы оказались потерпевшим по уголовному делу!

Мы готовы предложить Вам самый широкий спектр юридических услуг: от разовой юридической консультации, в ходе которой без значительных материальных затрат Вы сможете правильно оценить ситуацию, перспективу ее развития, до полного ведения Ваших дел в суде!

Также мы готовы предложить Вам полное юридическое обслуживание по всем правовым вопросам!

Обратившись в ОП "ВИАЛ-КОНСАЛТИНГ", Вы сможете получить защиту своих интересов коллективом высококлассных юристов и сотрудничающих с компанией адвокатов! Коллективная защита в команде профессионалов всегда дает больше результатов, чем если даже Ваши интересы представляет очень квалифицированный юрист единолично!

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Поиск по сайту

Понятие и виды общественных объединений как коллективных субъектов административного права России

Понятие и виды общественных объединений как коллективных субъектов административного права России

Перед исследованием содержания административно-правового положения общественных объединений представляется необходимым определить, что вкладывается в понятие субъект права, субъект административного права, поскольку общественное объединение является одним из субъектов административного права. Исследование конкретного вопроса практически в любой отрасли знаний требует, прежде всего, определить понятийный аппарат, с которым предстоит работать. Это особенно важно для юридической науки, где неточность в дефинициях может привести к ошибочным правовым выводам. Необходимо сказать, что правовое положение (статус) общественного объединения можно определить как правовое выражение, закрепление (оформление) и правовое обеспечение того действительного, объективно складывающегося положения, которое занимает общественное объединений в обществе и государстве. Необходимо сказать, что в юридической науке, несмотря на предпринимаемые усилия, до настоящего времени не сформулировано единое и общепризнанное понятие правового положения общественного объединения. Это обстоятельство в значительной степени объясняется имеющимися среди ученых разногласиями по вопросам и сущности, содержании и структуре (конструкции) правового статуса. Большинство ученых употребляют термин «правовое положение» и «правовой статус» в качестве синонимов. При этом термин «статус», имеет два основных толкования – «положение» и «состояние», используется в первом смысле, поскольку «состояние» в большей мере означает пассивное пребывание, а «положение» – также и активную деятельность.
Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов.
Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический – признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях .
В общей теории права до недавнего времени было распространено мнение, что, все субъекты права делятся на две группы: граждане и организации . Критерий их деления представляется вполне обоснованным, но названия обеих групп – неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия.
Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями и способных вступать в административно– правовые отношения. Правоотношения – основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает.
Как отмечает Ю.В. Соболева «…общеизвестно, что в общественные отношения, урегулированные нормами права, могут вступать не только индивидуальные субъекты, но и коллективные субъекты – организации» .
Как отмечал, Мицкевич А.В. «…при классификации субъектов права первоначальным всегда является деление субъектов на две основные группы: 1. Граждане (физические лица). 2. Разнообразные организации» .
По мнению С.С. Алексеева субъектов права целесообразно подразделить на три основные группы: а) индивидуальные субъекты; б) коллективные субъекты; в) общественные образования .
Причем последняя группа субъектов объединяет государство, административно-территориальные единицы, избира¬тельные округа и других подобных субъектов, применительно к которым слово «организация» употребляется в ином смысле, нежели применительно к коллективам граждан (общественным организациям) и даже к организаци¬онно–обособленным подразделениям государства (государственным органи¬зациям)» . Таким образом, организации как субъекты права разнообразны и подле¬жат классификации. Их деление на группы производится по различным основа¬ниям.
Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного права: «1 Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации и их органы. 3. Граждане СССР» . Более развернутый перечень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, – пишет он, – являются: 1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы; 2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата; 3) государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; 4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части; 5) организации общественного содействия государственному управлению; 6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав» .
Относительно данной классификации Д.Н. Бахрах отмечает, что «все субъекты объединены автором в две большие группы: лица и законные организации. Но в данной классификации не выделены иностранные, международные, религиозные организации» .
В связи с этим необходимо отметить, что административное право наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно–правовых отношений в обществе.

Система субъектов административного права сложнее системы субъектов любой другой отрасли права, и состав ее компонентов не совпадает с компонентами иных отраслевых систем. Так, А.П. Коренев в число субъектов административного права включает: граждан (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства); органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; государственных служащих; предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, общественные объединения и их служащих (общественные объединения, религиозные объединения) .
Ю.Н. Старилов выделяет индивидуальных и коллективных субъектов административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права – это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами.
В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени, законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности .
Как отмечает Д.Н. Бахрах «…в науке административного права логично было бы говорить об индивидуальных и коллективных его субъектах».
Предложение разделить субъектов правоотношений на индивидуальные и комплексные (коллективные) впервые было сделано С.Ф. Кечекьяном .
После критического отношения к данной точке зрения такая позиция была поддержана С.С. Алексеевым, который также предлагает делить субъектов права на три основные группы: индивидуальные субъекты, коллективные субъекты и общественные организации .
Такая классификация субъектов права обоснована, поскольку понятие «гражданин» имеет определенный смысл, с ним связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть не просто гражданином, а студентом, военнослужащим и т.д., то есть иметь различный круг специфических прав и обязанностей, предусмотренных нормами административного права. Эти наслоения на общий правовой статус гражданина, упомянутый термин отразить не может. Поэтому лучше применять название «индивидуальные субъекты административного права». Он объединяет всех лиц, которые выступают от своего имени, персонально, имеют личные права и обязанности, в том числе специфические. Что же касается другой группы субъектов, то кроме организаций он включает в себя и их структурные подразделения и трудовые коллективы, суды, органы прокуратуры, общественные организации и религиозные организации.
Вот почему, по мнению Д.Н. Бахраха, предпочтительнее эти субъекты называть коллективными, такое их наименование более точно отразит состав данной общности и критерий классификации субъектов административного права .
Предметом нашего исследования являются общественные объединения, которые являются специфической разновидностью коллективных субъектов административного права России. Употребляя понятие «общественное объединение», необходимо иметь в виду, что оно может быть использовано в двух аспектах. Во-первых, как социальное образование. Во-вторых, как юридическое понятие, хотя и разработанное с учетом данных социологии, но определяющее правовой статус этих объединений из совокупности внешних факторов и формальных признаков.
Как отмечал А.В. Мицкевич «…наиболее существенно деление всех организаций на государственные и общественные» . На эти же две группы организаций обращал внимание и С.С. Алексеев «…все организации – государст¬венные и общественные – имеют внутреннюю структуру» . В настоящее время это деление явно устарело, что объясняется рефор¬мами, произошедшими в нашей стране, в частности, закреплением Конститу¬цией России 1993 г. многообразия форм собственности. Поэтому сегодня не все организации, не являющиеся государственными, можно отнести к общественным.
В связи с этим общепринятым в юридической литературе является деление всех коллективных субъектов права на государственные организации и негосударственные. В основу этого деления, на наш взгляд, положены два основных критерия: характер полномочий организации; то, от чьего имени выступает организация. К числу государственных организаций относятся, например, государст¬венные органы, государственные коммерческие организации и учреждения.
К организациям негосударственным относятся общественные объедине¬ния, органы местного самоуправления, частные организации, коммерческие, смешанные, кооперативные организации и др.
Общим является то, что и та, и другая группа субъектов – это коллективные субъекты, организации. С.С. Алексеев выделил такие требования к организаци¬ям как субъектам права «обязательной предпосылкой правосубъектности организаций является их персонификация, выраженная в организованном единстве данного коллектива индивидов. Bсe организации имеют внутреннюю структуру, их внутренние подразделения слиты в единое целое» .
А по определению Д.Н. Бахраха «…коллективные субъекты – это организо¬ванные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как еди¬ное целое. Коллектив объединен каким-то интересом, целью, он функцио¬нально дифференцирован, действует на законных основаниях, имеет свои ме¬ханизмы управления, в нем определены роли каждого» .
Также, Д.Н. Бахрах указывает и на то, что «…от имени и в интересах коллективного субъекта действуют уполномоченные лица, они реализуют его права, их действия влекут за собой правовые последствия для организации» .
А.И. Норкин пишет, что «…каждое общественное объединение – это, прежде всего субъект публичного права, реализующий свою правосубъектность в различных сферах общественной жизни и формах, не противоречащих конституции государства» .
Итак, общим, что объединяет государственные и негосударственные организации, является следующее: это коллективы индивидов, группы людей; выступают персонифицированно, то есть как единое целое; объединены общей целью; от их имени и в их интересах вправе выступать определенные уполномочен¬ные на то лица. Каковы же отличительные признаки государственных и негосударствен¬ных организаций?
В настоящее время деятельность негосударственных организаций регули¬руется рядом нормативных актов. К ним необходимо отнести: Конституцию России, Гражданский кодекс России, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» , Федеральный закон от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» , Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» , Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. Этой нормативной базой и необходимо руководствоваться при выявлении признаков неправительственных организаций как субъектов административного права.
Ю.В. Соболева в ходе выявления элементов структуры административно-правового статуса общественных объединений выделяет:
• административно-правовые нормы, регулируют цели деятельности общественных объединений;
• административно-правовые нормы, регулирующие порядок их создания, в том числе порядок государственной регистрации общественных объединений;
• нормы административного права, закрепляющие права и обязанности общественных объединений;
• нормы административного права, регулирующие порядок приостановления деятельности общественных объединений;
• нормы административного права, регулирующие ответственность общественных объединений;
• нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации общественных объединений;
• нормы административного права, закрепляющие гарантии статуса общественных объединений .

Несомненно, справедливым является мнение о том, что «первые выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством... Организации негосударственные имеют ту особенность, что они не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать, этому не финансируются государством и им не управляются» . Но указанные отличительные признаки необходимо дополнить еще несколькими критериями и представить сравнительную характеристику государственных и негосударственных организаций следующим образом:
Во-первых, государственные организации действуют от имени и по пору¬чению государства, а негосударственные – от своего имени, так как охватывают лишь определенную часть населения;
Во-вторых, государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством; а негосударственные – собственные задачи и функции, хотя и могут способствовать решению задач государственных (как, например, добровольные народные дружины) или выполнять отдельные государственные полномочия, делегированные им государственными органами (как, например, органы местного самоуправления);
В-третьих, государственные организации обладают государственно-властными полномочиями, которые отсутствуют у организаций негосударст¬венных.
Как указывает Ю.М. Козлов: «…деятельность государственного аппарата и работающих в нем лиц носит юридически-властный характер. Одним из специфических признаков, отличающих государство от негосударственных организаций, является его неразрывная связь с правовым регулированием общественных отношений» .
А.П. Коренев, проводя различия между государственными органами и общественными организациями, отмечал: «…если государственные органы действуют от имени и по поручению государства, а издаваемые ими акты обязательны для всех граждан, то общественные организации – негосу¬дарственные формирования и принимаемые ими акты обязательны только для их членов» .
Таким образом, определенные государственные организации вправе принимать общеобязательные правила поведения – нормы права, а также применять меры государственного принуждения за их нарушение. Данные полномочия отсутствуют у негосударственных организаций, кроме тех случаев, когда таковые делегируются им государственными органами. Правовые акты, принимаемые негосударственными организациями, распространяются только на их членов. Так, например, устав общественного объединения обязателен только для членов, участников данного общественного объединения. Меры же принудительного характера, применяемые негосударственными организациями, также применяются только к их членам, участникам и носят, как правило, моральный характер.
В-четвертых, управление государственными организациями осуществляет само государство, а функционирование негосударственных организаций осуществляется путем самоуправления, то есть государство не вправе вмешиваться в их деятельность, кроме случаев, установленных законом.
В-пятых, государственные организации финансируются государством, а негосударственные – из иных источников: добровольных взносов, пожертво¬ваний, муниципальных средств, частных капиталов и т.д.
В-шестых, в процессе образования руководящих органов государственных организаций участвует государство, а в организациях негосударственных орга¬ны управления формируются ими же самими.
В-седьмых, штаты государственных организаций состоят из государствен¬ных служащих или служащих государственных учреждений, предприятий; а штаты негосударственных организаций состоят из негосударственных служа¬щих (муниципальных служащих, служащих политических партий и т.д.).
Ю.В. Соболева пишет о том, что признаками, которые отличают общественные объединения, от иных негосударственных являются:
• добровольность формирования;
• деятельность общественных объединений основывается на принципе самоуправления;
• некоммерческий характер формирования;
• создание для реализации общих целей, указанных в уставе;
• выступление только от своего имени;
• отсутствие государственно-властных полномочий .
Таким образом, можно сформулировать следующие признаки него¬сударственных организаций: выступают от своего имени, а не от имени и по поручению государства; выполняют собственные, корпоративные задачи и функции, а не государст¬венные (хотя и могут способствовать решению задач государственных) или выполняют государственные полномочия им делегированные; не обладают государственно-властными полномочиями; действуют самостоятельно, то есть государство не вправе вмешиваться в их деятельность, кроме случаев, установленных законом; не финансируются государством, а осуществляют деятельность посредством иных источников; самостоятельно формируют свои органы управления; имеют штаты, состоящие из негосударственных служащих.
На основе данных признаков можно сформулировать следующее понятие негосударственной организации.
Негосударственная организация – это группа людей, выступающая персо¬нифицированно от своего имени, выполняющая собственные, корпоративные задачи и функции, не обладающая государственно-властными полномочиями, действующая без вмешательства государства и им не финансирующаяся. В нашей стране действуют различные негосударственные организации, ко¬торые можно подразделить на группы по различным основаниям.
Например, в юридической литературе указывается на то, что «классификация негосу¬дарственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности, что отражено прямо в их правовом статусе, его объеме и структуре» .
Предполагается дополнить этот перечень и иными основаниями классификации: наличие или отсутствие у негосударст¬венных организаций полномочий государственного характера, делегированных органами государственной власти; наличие или отсутствие у негосударствен¬ных организаций статуса юридического лица; добровольность или обязатель¬ный характер вступления в негосударственную организацию.
Итак, по целям деятельности негосударственные организации можно под¬разделить на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют цель получения при¬были, на это указывает п. 1 ст. 50 ГК РФ. Некоммерческие организации в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ и ст. 2 Феде¬рального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» – это «организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками». А.А. Кумаритова отмечает, что в употребляемом законодателем понятии «некоммерческая организация» имеется противоречие, заключающаяся в том, что законодатель связывает с понятием «некоммерческая организация» разрешение осуществлять этими организациями предпринимательскую деятельность, что искажает сущность понятия «некоммерческая организация» как правового явления .
По форме собственности можно выделить негосударственные организа¬ции, основанные на: муниципальной собственности (органы местного само¬управления), частной собственности (общество с ограниченной ответственно¬стью), смешанной.
В зависимости от территориального масштаба деятельности существуют негосударственные организации, действующие за пределами Российской Федерации – междуна¬родные; на территории всей Российской Федерации или более половины ее субъектов – общероссийские; на территории субъекта Российской Федерации – региональные; на территории менее половины субъектов Российской Федерации – межрегиональные; на территории муниципального образования.
В зависимости от наличия или отсутствия властных полномочий у негосу¬дарственных организаций, делегированных им органами государственной вла¬сти, можно выделить негосударственные организации, которым в соответствии с законодательством могут быть делегированы государственные полномочия (органы местного самоуправления), и организации, которым таковые полномо¬чия не передаются. Также все негосударственные организации можно подразделить на органи¬зации, обладающие статусом юридического лица (политические общественные объединения, например), и организации, таковым не обладающие.
Ю.В. Соболева дифференцирует общественные объединения по:
• организационно-правовой форме;
• территории деятельности;
• по наличию или отсутствию государственной регистрации;
• по виду (статусу) учредителей;
• принципу организации;
• сфера деятельности;
• целевое назначение деятельности;
• наличие или отсутствие полномочий по применению мер принуждения во внешней сфере деятельности .
Так, в соот¬ветствии со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Необходимо сказать, что наличие или отсутствие регистрации в определенной степени влияет на объем прав и обязанностей общественного объединения, но вовсе не лишает его возможности участвовать в административных и гражданских правоотношениях. В этой связи позволим себе не согласиться с О.С. Ефимовой, а также Н.В. Ченцовым, которые утверждают, что не зарегистрированные общественные объединения могут осуществлять свою уставную деятельность, но не могут под подать под сферу гражданско-правового регулирования .
Как отмечает А.Б. Агапов «…зарегистрированные публичные и общественные учреждения наделяются правомочиями юридического лица – организации, при этом необходимо отличать статус такой организации от прав и обязанностей общественной организации» .
По принципу вступления в негосударственную организацию можно выде¬лить организации, вступление в которые осуществляется на добровольной ос¬нове (например, благотворительные организации, общественные объединения), и организации, вступление в которые носит обязательный характер (нотариаль¬ная палата, например).
Следует сказать, что в научной литературе выделяются специальные признаки некоторых общественных объединений. В частности, А.А. Кумаритова, проанализировав закон «О благотворительной деятельности», отмечает, что квалифицирующими признаками благотворительных организаций являются следующие признаки:
• благотворительные организации являются некоммерческими организациями;
• благотворительные организации не могут правительственными, т.е. государственными или муниципальными образованиями;
• благотворительные организации создаются для достижения благотворительных целей, а также осуществляют благотворительную деятельность;
• цели деятельности благотворительных организаций направлены на общество в целом или отдельные категории лиц .
Итак, по нашему мнению, выделение признаков негосударственных орга¬низаций и их классификация может быть полезной как теоретически, так и практически. Особенно важным это представляется при разрешении вопроса о том, к какой группе организаций – государственных или негосударственных – относится данный коллективный субъект. Правильно решив этот вопрос, мы можем сделать справедливые выводы о том, полномочиями какого характера данная организация обладает. Общественные объединения – это негосударственные организации, обла¬дающие всеми перечисленными выше признаками последних. Какое место занимают общественные объединения в системе коллектив¬ных субъектов административного права, будет исследовано далее. Число коллективных субъектов отрасли значитель¬но, поэтому и их необходимо разделить на подгруппы.
Так, Д.Н. Бахрах предлагает деление коллективных субъектов администра¬тивного права – организаций на: «государственные, общественные, религи¬озные и иные (арендные, акционерные, смешанные, иностранные и др.) организации» .
Но последние три вида организаций (общественные, религиоз¬ные и иные), можно объединить в одну подгруппу, а именно – организации негосударственные, так как всех их объединяет ряд общих признаков. Таким образом, «в первую очередь все организации следует разделить на государственные и организации негосударственные» .
Среди негосударственных организаций как субъектов административного права можно выделить: общественные объединения, кооперативные объедине¬ния, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения и др.
Итак, общественные объединения как негосударственные организации об¬ладают всеми признаками последних. Важнейшим из этих признаков, по наше¬му мнению, является отсутствие государственно–властных полномочий. И здесь необходимо иметь в виду то, что административно–правовые отношения – это всегда такие отношения, в которых один из субъектов наделен государственно-властными полномочиями. Поэтому нормы административного права не регулируют отношения, возникающие между гражданами, негосударственными организациями, и, в частности, общественными объединениями. Так, по справедливому мнению Д.Н. Бахраха «общественные и религиозные организации участвуют в административно-правовых отношениях с государ¬ственными организациями, а не между собой» .
Д.Н. Бахрах также отмечает: «изучение законодательства и литературы позволяет сделать вывод о том, что наиболее объемным административно-правовым статусом обладают государственные организации и их структурные подразделения. В меньшей степени административное право регламентирует деятельность общественных организаций» .
Общественные объединения – это специфические субъекты административного права. Их специфика, по мнению А.Б. Агапова проявляется во взаимоотно¬шениях объединения с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти .
Итак, представляется необходимым сделать следующие выводы. Негосударственная организация – это группа людей, выступающая персо¬нифицированно от своего имени, выполняющая собственные, корпоративные задачи и функции, не обладающая государственно-властными полномочиями, действующая без вмешательства государства и им не финансируемая. Общественные объединения, являясь субъектами административного пра¬ва, входят в группу негосударственных организаций.
Негосударственные организации обладают следующими признаками:
• выступают от своего имени, а не от имени и по поручению государства;
• выполняют собственные, корпоративные задачи и функции, а не государ¬ственные;
• не обладают государственно-властными полномочиями;
• действуют самостоятельно, без вмешательства государства, кроме уста¬новленных законом случаев;
• не финансируются со стороны государства;
• самостоятельно формируют свои органы управления;
• обладают штатами, состоящими из негосударственных служащих.
Обладая признаками, характерными для всех негосударственных орга¬низаций, общественные объединения в то же время отличаются от них по опре¬деленным критериям, закрепленным в нормах права, которые и будут рассмот¬рены далее.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» содержит понятие общественного объединения. В соответствии со ст. 5 данного Закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, не¬коммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив¬шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Понятие общественного объединения в законе нашей страны несколько иное по сравнению с определением, содержащимся в законе, об общественных организациях действовав в советское время.
Интересно, что впервые законодательное определение современ¬ных общественных объединений было дано в Законе от 4 марта 1906 г. «О сою¬зах и обществах» с последующими к нему разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел. Его приводит В.Ф. Дерюжинский. Так автор, отмечает что: обществом понимается соединение нескольких лиц, которые, не имея задачею получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, из¬брали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом – соединение двух или нескольких таких обществ.
Таким образом, в данном определении на первом месте стоит признак не¬коммерческого формирования, а на втором – совместной деятельности для определенной цели. Такие же характеристики общественных объединений, как мы видим, используются и сейчас, но, конечно, с определенными дополнениями.
В социологии, общественные объединения определяются как целевые общности, выделяя при этом такие признаки: целенаправленность, целостность, иерархичность, управляемость . Психологи рассматривают объединения как психологическую общность, которая объективно является субъектом действия. Основными характеристиками при этом выступают групповые цели, потребности, интересы, ценности .
Представителей политической науки интересует, прежде всего, выявление закономерностей возникновения и развития общественных объединений как участников политической жизни во всем богатстве ее проявления.
Для этого используются разработки различных отраслей обществоведения. В центре внимания находятся интересы различных субъектов политики. Общественные объединения при этом рассматриваются либо как политические партии, либо как группы политических интересов.
В юридической литературе как советского, так и постсоветского периода существует значительное количество точек зрения и мнений относительно дефиниции «общественного объединения». Для более глубокой характеристики административно-правового положения общественных объединений целесообразно, на наш взгляд, привести несколько характерных точек зрения, чтобы выявить различные особенности эволюции этого понятия, учитывая политические, правовые и социальные факторы.
Например, в работе «Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР» отмечалось, что общественные объединения составляли неотъемлемую часть общества. В совокупности они охватывали почти все взрослое население страны.
По мнению автора работы А.И. Щиглика, понятием «общественная организация» пользовались как в широком, так и в узком смысле. В широком значении оно употреблялось для характеристики почти всех организационных форм советской общественности: добровольных народных дружин, товарищеских судов, домовых комитетов, профсоюзов, комсомола и т.д., а в узком – для обозначения только таких организаций, которые были основаны на добровольном членстве, самоуправлении, имели собственную базу, действовали на основании применяемых ими уставов.
Общественные организации, понимаемые в узком смысле, именовались массовыми (иногда – членскими или уставными) общественными организациями в отличие от иных объединений, которые назывались органами общественности (например, Советский комитет защиты мира. Комитет советских женщин) и местными органами общественной самодеятельности населения, непосредственно примкнувшими к Советам депутатам трудящихся и работавшими под их руководством.
Таким образом, речь шла не обо всех общественных образованиях, выражающих богатство форм социалистической демократии и общественно-политической жизни, а лишь об одном из видов – массовых общественных организациях (профсоюзах, комсомоле, кооперации, добровольных обществах и др.).
Наиболее значимой работой в изучаемой области является монография Ц.А. Ямпольской «Общественные организации в СССР» .
В этой работе приводится широко используемое в юридической литературе понятие общественного объединения:
«Общественная организация в СССР, – пишет автор работы, – это добровольное, но закрепленное формальным членством объединении граждан, которое, будучи построено на основе демократического централизма, самоуправления и самостоятельности, имеет своей задачей в соответствии с законными интересами и правами объединившихся лиц осуществление деятельности, направленной на достижение целей организации, а тем самым одновременно – на участие в коммунистическом строительстве .
Данное определение часто использовалось в последующих научных исследованиях в качестве методологической основы для выявления характерных особенностей и основных черт, присущих общественным объединениям .
Одно из понятий общественного объедения сформулировано С.А. Авакьяном . Общественные объединения – это существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся) объединения граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри и для достижения его целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими закону».
А.В. Серебрякова сравнивая законодательство об общественных объединениях Российской Федерации, и Германии отмечает, что «аналогично российскому закону об общественных объединениях в германском Законе дается определения понятие общественному объединения, под которым понимается любое объединение без учета его организационно-правовой формы, которое добровольно было создано двумя или более физическими или юридическими лицами на длительное время для достижения общей цели и которое подчиняется организационному волеизъявлению» .
Ю.В. Соболева пишет о том, что «общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе физических лиц, юридических лиц – общественных объединений, выступающее от своего имени для реализации общих целей, указанных в его уставе, и не обладающее государственно-властными полномочиями» .
Как отмечает Э.В. Зотов «…общественные объединения представляют собой одну из организационно-правовых форм реализации конституционного права человека и гражданина на объединение не только на федеральном уровне, но и в субъектах Федерации. Региональная составляющая организации деятельности общественного объединения характеризуется правосубъектностью, предполагающей формальное организационное единство объединения, устойчивость его структуры, состава и связей между членами. Понимание общественных объединений как формы реализации демократических прав и свобод, с одной стороны - означает добровольность участия, самодеятельность и равноправие членов объединений, а с другой активное их участие в управлении делами государства, субъектов Федерации и муниципальных образований. Важным признаком общественных объединений как субъектов конституционных правоотношений является также их обособленность по отношению к публичной власти; будучи структурообразующим элементом гражданского общества, указанные объединения призваны способствовать удовлетворению преимущественно групповых потребностей и интересов граждан, причем не только на федеральном уровне, но и в субъектах Федерации» .
Таковы основные точки зрения, существующие относительно понятия общественного объединения в научной и юридической литературе. Обобщая выше изложенное, целесообразно более подробно выделить и проиллюстрировать основные признаки и характеристики данного понятия, используя как материалы научных исследований, так и правовой материал.
В советский период нашей истории, до 9 октября 1990 г. не было общего универсального зако¬на об общественных объединениях, поэтому и не было общего законода¬тельного определения. Понятие и признаки данного вида негосударственных организаций активно разрабатывались советскими учеными, которые опериро¬вали такими категориями как «добровольные объединения граждан» и «общественные организации» как вид добровольных объединений граждан. Так, Ц.А. Ямпольская указывала на определенные трудности в этом вопросе: «велико разнообразие всех этих организаций; вот почему так трудно дать об¬щее определение, охватывающее их все. Трудно, но все же можно» .
Как уже отмечалось Ц.А. Ямпольская предложила следующее определение: «добровольное объединение граждан – это основанное на началах добровольности сообщество, образуемое гражданами для осуществления определенного вида целенаправленной дея¬тельности, в процессе которой реализуются законные права, интересы и демо¬кратические свободы объединившихся лиц, и обладающие как фактическим, так и формальным организационным единством – устойчивостью состава, структуры и связей между членами» .
Ц.А. Ямпольская выделила следующие признаки всех добровольных объе¬динений граждан в СССР: «их формальное организационное единство (фор¬мализованный официальный характер группы) и обязательная добровольность объединений, преднамеренность их создания (созданные с определённой, зара¬нее установленной целью), устойчивость состава и структуры через добро¬вольные объединения граждане реализуют свои разнообразные права» .
Это определение и признаки добровольных объединений граждан давались в 1972 г. и, конечно, отражают сущность данных формирований того времени, на что указывает, например, такая противоречивая формулировка, как, «обязательная добровольность».
Акцент сделан на политической роли общественных организаций и их формализованном характере. Конечно, эти признаки не могут быть применены к современным общественным объединениям. Но такие характеристики, как «преднамеренность создания», «реализация через добровольные объединения разнообразных прав» могут быть использованы и сегодня.
В 80-х гг. XX в. подход к определению общественных организаций практически не изменился. Так, Ю.М. Козлов отмечал: «…общественные организации – него¬сударственные объединения советских граждан, основанные на добровольном членстве, способствующие развитию политической активности и самодеятель¬ности граждан, удовлетворению их разнообразных интересов» . И приводил следующие признаки общественных организаций «…они не имеют полномо¬чий государственно-властного характера. Деятельность осуществляется преимущественно не в юридических формах. Принимаемые органами общест¬венных организаций решения обязательны, как правило, только для членов данного коллектива. Внутриорганизационная деятельность регулируется в основном не законодательством, а организационными нормами в их уставах» .
Представляется, что все приведенные выше признаки общественных орга¬низаций, сформулированные Ю.М. Козловым, можно применить и сейчас с не¬которыми дополнениями. Хотя последний из них, на наш взгляд, необходимо сформулировать иначе.
Внутриорганизационная деятельность общественных объединений в настоящее время регулируется и законами, и уставами объе¬динений. Но в целом, данные признаки могут быть отнесены ко многим него¬сударственным организациям. Например, коммерческие структуры также не имеют государственно-властных полномочий, их деятельность не осуществля¬ется в юридических формах, принимаемые их органами решения, также обязательны только для их работников. И их внутриорганизационная деятельность тоже регулируется законами и уставами.
Поэтому, эти признаки если и относятся к общественным объединениям как к негосударственным организациям, то не отражают их специфики.
В настоящее время в юридической литературе, как правило, приводится по¬нятие общественного объединения, данное в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общест¬венных объединениях» , и признаки объединений, вытекающие из этого определения.
Так, указывается, что все общественные объединения имеют характерные для них черты: образуются физическими и юридическими лицами на добровольной ос¬нове; в силу своей природы не обладают государственно-властными полно¬мочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномо¬чий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли .
Эти характеристики вытекают из законодательного понятия общественно¬го объединения, но представляется необходимым их дополнить.
Проанализировав нормы действующего законодательства, предлагается выделить следующие признаки общественных объединений: это добровольное формирование; деятельность общественного объединения основывается на принципе самоуправления; это некоммерческое формирование; оно создается группой физических лиц и наряду с ними юридическими лицами – общественными объединениями; общественное объединение создается для реализации общих целей, ука¬занных в его уставе; данное формирование выступает только от своего имени; отсутствие государственно–властных полномочий у общественных объ¬единений.
Подробнее раскроем содержание каждого из обозначенных признаков, обосновывая их положениями законодательства.
Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, и, на наш взгляд, не случайно этот признак стоит первым в законодательном оп¬ределении. Ведь добровольность определяет и пронизывает всю деятельность данного вида негосударственных организаций.
И заключается в совершении человеком действий в силу внутренних потребностей без навязывания извне.
Данный признак общественного объединения закреплён конституционно и законодательно. В соответствии со ст. 30 Конституции России, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Основное содержание этого признака раскрывается в ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях», где говорится о том, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной ос¬нове общественные объединения... право вступать в существующие общест¬венные объединения, либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Таким образом, из смысла данной статьи, можно сделать вывод о том, что никто не вправе прину¬дить гражданина вступить в общественное объединение или выйти из него. Только сам гражданин для себя решает этот вопрос, любое принуждение здесь исключено. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» ограничения на создание отдельных видов об¬щественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.
Деятельность общественных объединений основывается на принципе са¬моуправления. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об обществен¬ных объединениях» общественные объединения свободны в определении сво¬ей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Ц.А. Ямпольская выделяла в качестве основной черты общественных организа¬ций участие членов в управлении делами организации, в выработке основных направлений работы, в выборах руководящих органов организации, контроль со стороны членов за деятельностью руководящих органов организации .
Представляется, что это предложение не утратило своей актуальности и в на¬стоящее время. По нашему мнению, данный признак раскрывает и положение ч. 1 ст. 17 указанного Закона, в соответствии с которым «вмешательство орга¬нов государственной власти и их должностных лиц в деятельность обществен¬ных объединений... не допускается, за исключением случаев, предусмот¬ренных... законом». Из смысла этой статьи следует, что все вопросы по управ¬лению общественными объединениями решают их руководящие органы, ука¬занные в уставе объединения.
Но добровольность и самоуправление общественного объединения не оз¬начает вседозволенности. Не случайно в ст. 17 Федерального закона «Об обще¬ственных объединениях» говорится о возможности вмешательства органов го¬сударственной власти в деятельность общественных объединений в случаях, предусмотренных законом.
А ст. 16 Закона запрещает «создание и деятель¬ность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формиро¬ваний, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Общественные объединения – это некоммерческие формирования. По на¬шему мнению, этот признак целесообразно разбить на две части:
• основной целью деятельности общественного объединения не является извлечение при¬были;
• возможная прибыль не может быть распределена между участниками объединения.
Эти признаки характерны для любой некоммерческой организа¬ции, чья деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» , где среди прочих форм некоммерческих организаций названа общественная и религиозная организация (объединение).
Итак, общественное объединение не преследует в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, так как создаётся и действует в иных целях: социальных, благотворительных, культурных и др. Но, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общественных объединениях» они «могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответ¬ствующую этим целям». Часть 3 данной статьи прямо указывает на то, что доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объедине¬ний». Возникает вопрос: куда поступает прибыль от деятельности общественного объединения. Возможная прибыль полностью направляется на обеспечение ос¬новного профиля некоммерческой организации. Прибыль общественных ор¬ганизаций и объединений идёт на расширение спектра услуг, представляемых их участниками, на совершенствование материальной базы и т. д.
Общественное объединение создается группой физических лиц и юриди¬ческими лицами – общественными объединениями для реализации указанных в уставе общих целей. Из этого признака вытекают следующие положения. Во-первых, в соответствии со ст. 18 Закона «Об общественных объединениях» об¬щественные объединения создаются по инициативе учредителей – не менее трех физических лиц. В части 2 той же статьи сказано.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – обществен¬ные объединения. Во-вторых, общественные объединения создаются на осно¬ве общности интересов этих лиц – профессиональных, научных, спортивных и других, указанных в уставе объединений. В политологии и социологии интерес определяется как реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями участвующих в этих действиях индивидов и социальных слоев и групп. В-третьих, общность интересов чле¬нов объединений находит свое выражение в конкретных целях создания объе¬динений. Целями объединения могут служить реализация и защита граждан¬ских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении го¬сударственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов; развитие научного, технического и художественно¬го творчества и иные полезные цели . Как отмечает А.В. Серебрякова «…свобода объединений относится к естественному праву человека и основным свободам демократического государства» .
Этот признак общественных объединений был сформулирован еще Ц.А. Ямпольской, отмечавшей: «…они создаются для развертывания опреде¬лённого вида целенаправленной деятельности, в процессе которой реализуются права их членов и демократические свободы» .
В связи с этим рядом ученых поднималась проблема сочетания личного и общественного интереса в общественном объединении, которая представляется актуальной и сейчас. Так, В.Р. Назарян утверждал: «существенное свойство общественных организаций... их участие в социализации личности общест¬венные организации обеспечивают условия для активного участия личности в решении стоящих перед обществом задач в соответствии с ее склонностями и способностями» .
Ц.А. Ямпольская по данной проблеме отмечала: «личность в обществен¬ной организации через свой личный индивидуальный интерес идёт к общест¬венному интересу. И как бы навстречу – идет заинтересованность общества в осуществлении данного личного интереса» .
Вопрос о соотношении личного и общественного интереса в деятельности общественного объединения поднимается и сегодня.
Так, С.Н. Бочарова высказывает такую точку зрения: защита прав, свобод и интересов личности происходит на двух уровнях: персональном и норматив¬ном. В первом случае общественное объединение выступает как консультант, оказывающий определённого вида услугу нуж¬дающемуся в помощи гражданину. Во втором – объединения граждан могут представлять и защищать интересы определённых групп граждан в органах го¬сударственной власти и органах местного самоуправления, добиваясь норма¬тивного регулирования определённых общественных отношений» .
И в том, и в другом случаях, указанных С.Н. Бочаровой, сочетается личный и обществен¬ный интерес в деятельности общественного объединения. Так, например, за¬щищая интересы конкретного потребителя, общественные объединения по за¬щите прав потребителей содействуют предотвращению правонарушений в дан¬ной сфере, а значит, реализуют не только частный, но и публичный интерес. Еще одним признаком общественного объединения является то, что оно может выступать только от своего имени и от имени своих членов, а не от име¬ни всех граждан или каких-либо социальных слоев населения.
Глава III Феде¬рального закона «Об общественных объединениях» посвящена правам и обя¬занностям общественного объединения. Таким образом, права предоставляются и обязанности налагаются не на каждого члена или участника общественного объединения, а в целом на объединение. Общественные объединения не обладают государственно–властными пол¬номочиями. Это следует из смысла Конституции России и Федерального закона «Об общественных объединениях», до вступления в действие которого, обще¬ственные объединения наделялись некоторыми функциями, присущими госу¬дарственным органам. В ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» они наделяются правом участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, вносить предложения в органы го¬сударственной власти. На наш взгляд, все вышеперечисленные признаки позволяют определить место общественных объединений в системе негосударственных организаций в нашей стране и сформулировать следующее общетеоретическое понятие обще¬ственного объединения. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, неком¬мерческое формирование, созданное по инициативе физических лиц, юридиче¬ских лиц – общественных объединений, выступающее от своего имени для реа¬лизации общих целей, указанных в его уставе и не обладающее государственно-властными полномочиями.
Предлагаемое определение, в отличие от определения, данного в Феде¬ральном законе «Об общественных объединениях», позволяет учесть следую¬щие признаки общественного объединения: возможность создания его не только физическими лицами, но и наряду с ними юридическими лицами – общественными объединениями; выступление его только от своего имени; отсутствие у него государственно-властных полномочий.

← Назад

Запись на консультацию