+7 (909) 939-24-04, +7 (915) 237-07-84
 
E-mail: vial.konsulting@yandex.ru
Полезное

Помните!

Своевременность обращения к профессиональному, квалифицированному юристу уже является залогом возможного положительного результата! 

Не затягивайте, если у Вас возникли те или иные юридические вопросы! Чем быстрее Вы прибегните к квалифицированной юридической помощи, получите своевременную юридическую консультацию, тем проще будет оказать Вам помощь!

Наши юристы помогут разобраться в любой, даже самой, на первый взгляд, сложной юридической ситуации, в тонкостях любого, пусть даже самого сложного юридического вопроса! Помогут принять правильное правовое, законное решение в любом юридическом вопросе!

Сотрудничающие с компанией адвокаты всегда смогут прийти на помощь в случае, если возник вопрос о возбуждении уголовного дела, проведении доследственной проверки, если Вы оказались потерпевшим по уголовному делу!

Мы готовы предложить Вам самый широкий спектр юридических услуг: от разовой юридической консультации, в ходе которой без значительных материальных затрат Вы сможете правильно оценить ситуацию, перспективу ее развития, до полного ведения Ваших дел в суде!

Также мы готовы предложить Вам полное юридическое обслуживание по всем правовым вопросам!

Обратившись в ОП "ВИАЛ-КОНСАЛТИНГ", Вы сможете получить защиту своих интересов коллективом высококлассных юристов и сотрудничающих с компанией адвокатов! Коллективная защита в команде профессионалов всегда дает больше результатов, чем если даже Ваши интересы представляет очень квалифицированный юрист единолично!

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Поиск по сайту

Административно-правовой механизм охраны общественного порядка в период проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирований

Административно-правовой механизм
охраны общественного порядка в период проведения
собраний, митингов, демонстраций и пикетирований

В современных условиях организация охраны общественного порядка органами внутренних дел в период собраний, митингов, демонстраций и пикетирований является сложной задачей, требующей принятия многоплановых решений, использования значительного количества сил и средств, привлечения компетентных специалистов различного профиля.
Собрания, митинги, демонстрации и пикетирования, а также иные массовые мероприятия представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований.
Комплексность в охране общественного порядка может быть достигнута лишь при условии, что каждый ее участник постоянно реализует материальные и процессуальные нормы в сфере организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований.
Термин «организация» означает: 1) внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур .
Сам процесс организации делится на элементы, которые в правильно урегулированной системе чередуются в определенном порядке, образуя тем самым управленческий цикл. В.Г. Афанасьев отмечает, что в процессе осуществления каждого отдельного цикла, независимо от того, в какой области общественной жизни он реализуется, действия субъекта управления, и, соответственно, последовательно сменяющиеся стадии управленского цикла представляют собой функцию управления, а совокупность этих функций - содержание управленческого процесса .
В связи с этим исследование организации деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований является крайне актуальной задачей.
Необходимость организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирования обусловлена следующими объективными обстоятельствами:
- невозможностью изолированного решения отдельными службами различных проблем, возникающих в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий;
- недостатками, присущими узкоотраслевому подходу (невосприятие проблемы в целом отдельными службами и подразделениями органов внутренних дел, а также другие барьеры организационного, нормативного и психологического характера);
- законодательно закрепленной обязанностью совместных действий служб и подразделений органов внутренних дел в конкретном месте и в течение определенного времени, поскольку массовые мероприятия нередко осложняют оперативную обстановку на территории, где они непосредственно проводятся и опосредованно на других территориях, вследствие отвлечения оттуда сил и средств.
Как уже отмечалось, массовое мероприятие - это крупное общественно-политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которое обычно проводится в крупных городах, но может охватывать и прилегающие к ним населенные пункты, а также территории. Следовательно, по содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивные, религиозные и другие.
Масштаб массового мероприятия определяется территорией, на которой оно проводится, количеством его участников и задействованных в охране общественного порядка сил и средств органов внутренних дел. По территориальному признаку массовые мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба. Значение массового мероприятия определяется его политической или иной направленностью, количеством участвующего населения, уровнем присутствующего руководства, зарубежных делегаций и представительств.
Таким образом, деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий во многом зависит от их вида, масштаба, значения и других факторов .
В соответствии с действующими нормативными актами МВД России в обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий используются:
• наряды патрульно-постовой службы милиции;
• участковые уполномоченные милиции;
• сотрудники лицензионно-разрешительной системы;
• сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних;
• подразделения Госавтоинспекции;
• подразделения транспортной милиции;
• подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
• подразделения милиции на режимных объектах;
• специальные подразделения милиции (ОМОН, ОМСН);
• подразделения уголовного розыска;
• подразделения по борьбе с организованной преступностью;
• подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;
• тыловые подразделения;
• подразделения следствия и дознания;
• подразделения внутренних войск МВД России;
• курсанты учебных заведений системы МВД России.
Кроме того, в зависимости от ситуации могут привлекаться представители частных охранных предприятий, общественные формирования правоохранительной направленности и другие силы. Все эти силы имеют свою ведомственную подчиненность и свои непосредственные задачи. Вместе с тем они обеспечивают предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок в районах своих постов и маршрутов.
Основным субъектом организации комплексного использования сил и средств выступает начальник органа внутренних дел, отвечающий за порядок проведения массовых мероприятий на вверенной ему территории. Он определяет проблемы и уточняет задачи, которые предстоит решать каждой службе или подразделению, участвующим в обеспечении массового мероприятия, а также планирует процесс взаимодействия сил и средств и осуществляет первый при помощи последних. Он непосредственно руководит совместной работой служб, контролируя ее ход, результаты, используя соответствующие достижения науки и передового опыта.
В целях активизации совместной работы различных служб органов внутренних дел каждая служба должна проявлять инициативу и, не ожидая официальных запросов, предоставлять сотрудникам других задействованных подразделений сведения, которые могут быть ими использованы.
Совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения. Оно может проходить на совещаниях с участием представителей заинтересованных служб. При этом оцениваются достоверность и достаточность полученных сведений для выработки конкретного решения, намечаются пути их использования при проведении необходимых действий. На основе выводов такого обсуждения субъекты управления организуют и совершенствуют дальнейшее взаимодействие соответствующих сил и средств.
Выполнение отдельных мероприятий по запросу какой-либо службы.
Указанная форма практикуется обычно в случаях, когда надо предпринять меры, реализация которых является исключительной компетенцией определенного субъекта взаимодействия. Служба, направляющая тот или иной запрос, должна сообщить адресату об уже имеющейся у нее информации по данному вопросу. При этом следует не только четко определять задачи, которые необходимо решить, но также избегать предложений и предписаний о целесообразности применения конкретных приемов и методов работы, так как это может привести к нарушению принципа самостоятельности в выборе участниками взаимодействия и не способствует повышению эффективности совместной деятельности. Служба, выполнявшая запрос, должна незамедлительно сообщить о результатах своей работы заинтересованной стороне.
Согласованное планирование мероприятий.
Оно осуществляется двумя основными способами. Первый - самостоятельное составление службами планов взаимодействия, в которых намечаемые виды работы согласованы по целям, месту, времени, выделяемым силам и средствам. Второй - подготовка единого совместного плана, утверждаемого начальником МВД, ГУВД, УВД, горрайоргана, (УВДТ). Способ, вид планирования избираются руководителями взаимодействующих служб, исходя из реальной обстановки и поставленных перед ними целей. Здесь учитываются: значимость и полнота исходной информации, сложность решаемых задач, возможности маневра силами, средствами и другие факторы. Так, единый совместный план составляется, как правило, при проведении особо важных массовых мероприятий.
Содействие в совместной работе другим службам. Можно выделить три основных его вида, связанных с оказанием помощи: при информационном обеспечении; при выделении дополнительных сил и средств; при создании необходимых условий для проведения какого-либо мероприятия.
Организация отдельных совместных действий. При этом взаимодействующими службами вырабатывается общая тактика осуществления конкретных мер, уточняются способы обмена информацией.
Создание специальных групп для решения определенных задач. Их функционирование рассчитано на более или менее продолжительное время и не ограничивается проведением отдельного мероприятия, например, распространено формирование групп: следственно-оперативных, закрепляемых за конкретными объектами массового мероприятия; по применению специальных средств; по изъятию оружия и т.д.
Особенность подготовки к взаимодействию органов внутренних дел и подразделений внутренних войск при проведении массовых мероприятий заключается в том, что ему предшествует комплексная предупредительно-профилактическая работа по усилению борьбы с фоновыми явлениями преступности. С этой целью разрабатываются дополнительные планы мероприятий или вносятся коррективы в типовые планы. В этих условиях аппаратами МВД республик, УВД края, области, как правило, оказывается практическая помощь горрайорганам и взаимодействующим с ними подразделениям внутренних войск.
В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, а также иных правоохранительных органов по охране общественного порядка во время проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, в целях недопущения совершения массовых беспорядков необходимо проведение постоянной работы по следующим направлениям:
• выявление и пресечение деятельности террористических и экстремистских группировок, а также организаций и лиц, вынашивающих намерения участвовать в групповых правонарушениях общественного порядка;
• установление и привлечение к ответственности участников групповых нарушений общественного порядка, совершенных ранее;
• выявление и проведение профилактической работы среди лиц, распространяющих ложные слухи, вызывающие нагнетание социальной напряженности, провоцирующие граждан на участие в групповых правонарушениях и других насильственных или противоправных действиях;
• выявление фактов и привлечение виновных к ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ;
• выявление и привлечение виновных к ответственности за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ;
• проведение профилактической работы с лицами, состоящими на учетах в органах внутренних дел;
• усиление борьбы с изготовлением, перевозкой и распространением наркотиков и др.
Указанные мероприятия проводятся подразделениями органов внутренних дел в пределах своей компетенции.
При осуществлении ежедневного патрулирования подразделениями патрульно-постовой службы милиции особое внимание следует уделять местам традиционного проведения массовых мероприятий, что позволяет обнаружить признаки, характеризующие подготовку населения к массовым несанкционированным мероприятиям: например, расклеивание листовок, плакатов в общественных местах, подготовка наглядных средств к демонстрации, митингу или уличному шествию; сосредоточение большого количества людей в общественных местах и т.д. Важным моментом в этот период являются: правильная оценка полученной информации, своевременное сообщение об этом в горрайорган и проведение разъяснительной работы.
Подготовка личного состава к службе по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий до их наступления, т.е. в обычных условиях деятельности, возложена на руководителей горрайлинорганов нормативными актами МВД России и является обязательной.
В целях повышения уровня подготовки сил и средств органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения при участии руководящего состава взаимодействующих органов .
В ходе учений отрабатываются вопросы совершенствования умений и навыков руководящего состава органов внутренних дел и офицеров внутренних войск в организации выполнения поставленных задач, повышения уровня слаженности и взаимодействия сил и средств, проводится проверка готовности к совместным действиям .
Отрабатывается механизм действий оперативных штабов по управлению силами и средствами, схемы радиосвязи и действия дежурной смены, а также организации управления силами и средствами, задействованными в системе единой дислокации, при получении сигналов о возможном возникновении групповых нарушений общественного порядка. Организуется обучение сотрудников подразделений тактике действий во время проведения массовых мероприятий, в том числе и во время возникновения возможных групповых нарушений общественного порядка.
Содержание деятельности по организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий образует комплекс организационных и правовых мер, объединенных в единый цикл стадий в зависимости от последовательности их осуществления.
Для организации и проведения собраний, митингов, демонстраций и иных массовых мероприятий, как правило, создаются специальные комиссии, в состав которых входят главы администраций, представители различных ведомств, руководители органов внутренних дел и командование внутренних войск. Комиссии определяют место, время, порядок проведения мероприятий, количество их участников, рассматривают и утверждают планы их проведения, заслушивают по вопросам готовности руководителей ведомств, предприятий и других должностных лиц, в том числе и органов внутренних дел.
В организации мероприятий по охране общественного порядке в период проведения собраний условно выделяют ряд этапов.
К примеру, Ю.А. Дмитриев рассматривает предмет своего исследования - манифестацию - как сложное в организационно-правовом отношении мероприятие. Поэтому для обеспечения более четкого анализа правовой регламентации такого рода мероприятий целесообразно выделить в процессе их проведения два этапа: 1-й этап - подготовка манифестации, 2-й этап - проведение манифестации .
Д.К. Нечевин выделяет подготовительный этап, этап проведения мероприятия и заключительный этап .
На наш взгляд, в деятельности органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования также можно выделить три этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный .
1. Подготовительный этап. Подготовительный этап начинается с момента получения информации о готовящемся массовом мероприятии, в соответствии с которой определяют задачи организации охраны общественного порядка. В этот период реализуется функция планирования совместной деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий, отрабатываются организационные основы для других этапов.
Подготовительный этап включает: уяснение задач, определение способов их выполнения; анализ оперативной обстановки, выработку управленческого решения по вопросам организации охраны общественного порядка .
В процессе уяснения задач уточняются: место, время, программа проведения массового мероприятия, информация о количестве зрителей и иных участниках, маршрутах их движения, расположении торговых точек, предприятий общественного питания, стоянок автотранспорта, погодных условиях, а также выясняются другие обстоятельства, характеризующие само мероприятие.
При анализе оперативной обстановки выясняется: какая категория участников будет присутствовать; места возможного совершения правонарушений; состояние подъездных путей; противопожарное состояние территориальных объектов; какая техника будет использоваться при перевозке участников, зрителей.
Вся эта информация помогает определить способы решения задач в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, произвести расчет сил милиции, внутренних войск, общественности.
Перед выработкой управленческого решения проводится рекогносцировка местности с целью: изучения состояния площадей и дорог по маршруту следования участников и зрителей, стоянок автотранспорта; уточнения границ оцепляемой территории; расчета сил и технических средств; определения особых обязанностей нарядов на различных участках и мест их размещения; определения основных и запасных путей движения служебных нарядов при возможных вариантах маневра сил; уточнения мест расположения пункта управления, оперативного штаба, организации связи .
Обязательным элементом в деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности на подготовительном этапе являются: обследование руководителями органов внутренних дел совместно с представителями других органов и ведомств, служб коммунального хозяйства, энергоснабжения и т.п. состояния территории, на которой планируется проводить массовые мероприятия; устранение условий, способствующих совершению правонарушений (уборка строительного мусора, металлоконструкций и т.п.).
В этот период осуществляются дополнительные мероприятия по усилению борьбы с преступностью, хулиганством, пьянством и другими антиобщественными проявлениями, проводится инструктаж соответствующих должностных лиц органов внутренних дел и командиров подразделений внутренних войск.
Личный состав переводится на усиленный режим работы.
В целях исключения нахождения посторонних граждан на чердаках и крышах зданий, в подвальных помещениях, в местах проведения митингов, по маршруту следования колонн силами участковых инспекторов совместно с представителями жилищных эксплуатационных организаций принимаются меры по закрытию и опечатыванию люков и дверей, ведущих на чердаки и подвалы.
Служба Госавтоинспекции обследует улично-дорожную сеть и готовит предложения по устранению выявленных недостатков; собирает и анализирует информацию об основных параметрах улично-дорожной сети и транспортных потоках; участвует в подготовке предложений по вопросу мест целесообразного проведения массовых мероприятий на улично-дорожной сети и передает данные предложения на рассмотрение в органы государственной власти и управления; разрабатывает систему маршрутов объезда мест проведения массовых мероприятий и временные схемы организации дорожного движения на указанные места проведения массовых мероприятий; выполняет расчеты потребности в технических средствах организации дорожного движения для обеспечения реализации временных схем организации дорожного движения; контролирует решение вопросов обеспечения подразделений ДПС, приданных сил милиции автотранспортом, горючесмазочными материалами, средствами связи, а также бытового обеспечения личного состава.
Деятельность подразделений криминальной милиции органов внутренних дел в этот период направлена на предупреждение совершения преступлений, связанных с массовыми хулиганскими действиями, на временную изоляцию лидеров и активных участников, агрессивно настроенных групп спортивных болельщиков. С привлечением службы участковых уполномоченных милиции осуществляются специализированные рейды в целях установления мест сбора членов неформальных молодежных объединений и проведения с ними профилактической работы. На основании этой информации в данных местах выставляются подвижные мобильные резервы.
В учебных заведениях проводятся выступления с разъяснением уголовной и административной ответственности за участие в противоправных действиях в составе группировок антиобщественной и преступной направленности.
В дни, предшествующие проведению особо крупных массовых мероприятий (например, выборы в органы власти, проведение акций международного уровня), органы внутренних дел в целях укрепления общественного порядка:
• увеличивают плотность сил патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах;
• проводят чаще целевые рейды по выявлению правонарушителей;
• усиливают охрану особо важных объектов;
• активизируют деятельность оперативных заслонов на железнодорожных станциях, в аэропортах;
• осуществляют внеочередные проверки состояния сохранности огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых, радиоактивных веществ и других объектов разрешительной системы;
• обследуют техническое состояние объектов, находящихся под охраной органов внутренних дел, и вносят представления администрации этих объектов об устранении выявленных недостатков;
• усиливают профилактическую работу с лицами, находящимися на учетах в органах внутренних дел;
• проверяют порядок инкассации и перевозки денег и иных ценностей;
• активизируют работу по укреплению паспортного режима и контролю за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания на территории Российской Федерации;
• усиливают надзор за безопасностью движения транспорта и пешеходов, соблюдением правил противопожарной безопасности в местах проведения собраний, митингов и на граничащей с этими местами территории.
В органах внутренних дел устанавливается круглосуточное дежурство руководящего состава и усиленных оперативных групп; лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания, переводятся в следственные изоляторы. На специальных собраниях личному составу разъясняются задачи, напоминается о высокой дисциплинированности, повышении бдительности, соблюдении законности и т.п.
Решение на охрану общественного порядка оформляется в виде приказа или плана. Решение согласовывается с местной администрацией и органами ФСБ России.
Основные положения плана по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия.
В практике охраны общественного порядка при массовых мероприятиях применяются типовые планы, что сокращает время на их разработку, но это не исключает необходимости принятия решения по каждому конкретному массовому мероприятию.
В план по охране общественного порядка в период проведения массового мероприятия включаются:
• содержание мероприятия, время проведения, количество и состав участников;
• место проведения мероприятия, его границы;
• использование сил и средств (какое количество сил и средств привлекается к службе, из каких подразделений);
• привлечение дополнительных сил и их задачи; порядок взаимодействия с дополнительными силами;
• приемы выполнения поставленной задачи, время развертывания подразделений;
• разграничение территории по секторам, участкам, виды нарядов, составы нарядов и их особые обязанности;
• порядок и пункты управления нарядами;
• введение ограничений и порядок регулирования движения транспорта и пешеходов, маршрутов следования участников и зрителей;
• восстановление нормального движения транспорта и пешеходов после окончания мероприятия;
• организация связи, расчет сил и средств, позывные сигналы;
• схема организации медицинского и материально-технического обеспечения;
• порядок подготовки личного состава к несению службы;
• основные варианты действий органов внутренних дел при осложнении обстановки, маневра силами .
Организация и задачи оперативного штаба по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия. На основании принятого решения для непосредственного управления нарядами организуется орган управления, который координирует всю предстоящую работу. В зависимости от масштабов проводимых мероприятий таким органом могут быть рабочая группа, оперативный штаб или координационный центр, в который входят представители органов исполнительной власти и организаторы. Возглавляет его руководитель органа внутренних дел или его заместитель. Для обеспечения взаимодействия сил и средств органов внутренних дел, а также других министерств и ведомств, в период подготовки и проведения массового мероприятия создаются объединенные оперативные штабы, которые осуществляют непрерывность, оперативность и гибкость руководства в процессе охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Возглавляет объединенный оперативный штаб руководитель или заместитель руководителя органа, которому поручена организация охраны общественного порядка и общественной безопасности, либо проведение специальных мероприятий.
Основными направлениями работы оперативного штаба в период подготовки и проведения массовых мероприятий являются:
• разработка и уточнение планов действий при проведении массовых мероприятий. Разработка планов действий органов внутренних дел в особых условиях является сложным творческим процессом. Это обусловлено тем, что планирование осуществляется, как правило, при недостатке данных о возможности возникновения особых условий, их размахе, времени, месте наступления и др. ;
• организация и осуществление контроля за поддержанием высокой степени готовности привлекаемых к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий сил и средств, проведение учений и тренировок;
• организация моральной и психологической подготовки личного состава и обучение его умелым, профессиональным действиям применительно к реальной обстановке с использованием технических и специальных средств;
• обеспечение надежного взаимодействия органов внутренних дел, подразделений внутренних войск, органов и подразделений других министерств и ведомств;
• выработка совместных мер по предупреждению негативных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.
В составе штаба образуются группы охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, уголовного розыска, документирования, противопожарной службы, связи.
Руководитель оперативного штаба организует работу указанных групп, координирует их деятельность, вносит изменения в расстановку нарядов, маневрирует силами при осложнении оперативной обстановки, при необходимости вводит в действие резервы, дает указания об установлении и снятии предусмотренных ограничений движения транспорта и пешеходов.
Группа охраны общественного порядка руководит подразделениями, несущими службу в оцеплении, секторах, зонах и на участках; организует и проводит инструктажи подчиненных ей нарядов; обеспечивает удаление из зоны оцепления посторонних граждан и задержание правонарушителей, пропуск гостей и зрителей на трибуны; контролирует несение службы нарядами; решает вопросы о допуске в зону оцепления граждан, не имеющих пропусков; вносит предложения руководителю оперативного штаба об использовании резервов милиции и внутренних войск.
В связи с увеличением случаев возникновения групповых нарушений общественного порядка в процессе проведения массовых мероприятий в состав группы охраны общественного порядка включается спецподразделения милиции, обеспечивающие силовое решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
Группа обеспечения безопасности дорожного движения организует объезд зоны оцепления транспортом; осуществляет надзор за состоянием движения транспорта на маршрутах объезда; проверяет состояние дорог, по которым будут продвигаться участники мероприятия; организует надзор за безопасностью движения в местах сбора демонстрантов и зрителей; обеспечивает готовность автотранспорта, привлекаемого для перевозки участников и гостей массовых мероприятий, приданных сил и общественных формирований; принимает меры к освобождению подъездных маршрутов и мест парковок от неправильно припаркованного, брошенного автотранспорта.
Группа уголовного розыска во время подготовки и проведения массового мероприятия обеспечивает осмотр подвалов, чердаков, строящихся зданий в районе проведения мероприятия и по маршруту следования участников и зрителей; осуществляет предупреждение и пресечение преступлений среди участников акции, а также выявление среди них организаторов и зачинщиков, разбирательство с правонарушителями, задержанными в районе проведения мероприятия.
Группа документирования противоправных действий производит ориентирующую, панорамную, детальную, узловую кино-, фото- и видеосъемку для фиксации противоправных действий со стороны участников массового мероприятия. Съемка производится с включенным таймером. В дальнейшем полученные материалы используется в качестве доказательственной базы.
Противопожарная служба обеспечивает пожарную безопасность на территории проведения массового мероприятия и в прилегающих местах; поддерживает высокую боеготовность пожарных частей.
Служба связи разрабатывает схему связи пункта управления со старшими нарядов секторов и участков, а также с дежурными частями МВД, ГУВД, УВД, горрайлинорганов; следит за техническим состоянием средств проводной и радиосвязи; обеспечивает прием и передачу информации между пунктами управления, подразделениями и служебными нарядами, задействованными в охране общественного порядка.
Для решения внезапно возникающих задач в связи с изменением оперативной обстановки или усилением нарядов на отдельных участках используют резервы. Резервы располагаются в местах, откуда они могут быть быстро введены в действие.
На подготовительном этапе определяются органы внутренних дел для доставления лиц, задержанных за различные правонарушения. В них создаются усиленные группы разбора, в состав которых включаются участковые уполномоченные милиции, сотрудники ПДН, уголовного розыска, дознаватели.
Накануне проведения митинга, демонстрации, шествия или иной массовой акции осуществляются следующие мероприятия:
• производится дополнительная рекогносцировка местности;
• определяются места стоянок служебного автотранспорта;
• сотрудники, участвующие в охране правопорядка, обеспечиваются необходимым количеством радиостанций, электромегафонов, ручных металлообнаружителей;
• проводится инструктаж.
При проведении инструктажа личный состав ориентируется на повышение бдительности, принятие дополнительных мер по предотвращению террористических актов и экстремистских акций, на обнаружение бесхозных и посторонних предметов, постоянное наблюдение за местами возможной закладки взрывных устройств, проверку контейнеров, коробок, урн, проявление выдержки и хладнокровия, вежливое и тактичное обращение с гражданами, культуру в работе, недопущение грубости и бестактности. Особо обращается внимание личного состава на профессионально грамотные и продуманные действия с целью исключения провокаций со стороны участников массовых акций и умелого ведения правового диалога с ними, проводятся тренировки с личным составом на участках несения службы, в ходе которых отрабатываются варианты действий нарядов на случаи осложнения оперативной обстановки.
Непосредственно перед проведением массового мероприятия с использованием средств видео- и аудиозаписи, фотоаппаратуры персонально (под роспись) его организаторы предупреждаются о необходимости строгого соблюдения норм законодательства, регламентирующих проведение массовых мероприятий, права и свободы граждан, запрещающих высказывания, призывы к насильственному изменению конституционного строя, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни, пропаганде идей насилия и войны. Постоянное присутствие до полного завершения мероприятия и рассредоточения его участников обязательно. При проведении спортивных мероприятий участники состязаний, тренеры, судьи дополнительно предупреждаются о недопущении каких-либо действий, способных спровоцировать групповые нарушения общественного порядка, бесчинства со стороны зрителей.
До начала мероприятия инспектором-кинологом со служебной собакой организуется тщательное обследование мест несения службы, мест сбора участников, маршрутов их движения и самого места проведения мероприятия по обнаружению взрывчатых веществ и взрывных устройств. Результаты данного обследования оформляются актом.
2. Исполнительный этап. Начинается с момента прибытия сил и средств к месту проведения массового мероприятия и является основным. Данный этап заключается в непосредственном обеспечении общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий, охватывает действия нарядов и управление ими при его проведении.
В этот период осуществляются следующие действия:
• по прибытии на место руководителями органов внутренних дел проводятся: проверка личного состава, его экипировка, а также рабочий инструктаж старших групп, где сообщается о возможных изменениях времени начала и порядка проведения конкретного мероприятия и иных изменениях в оперативной обстановке, расстановка сил и средств для дальнейшего несения службы;
• вводится предусмотренное планом ограничение движения транспорта и пешеходов;
• производится удаление из зоны оцепления неорганизованного населения;
• организуется служба нарядов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в районе проведения массового мероприятия и на прилегающей территории.
Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а при отсутствии необходимости - по распоряжению старшего оперативного начальника - немедленно снимаются и выводятся в резерв.
На сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск при осуществлении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий возлагаются следующие основные задачи:
• предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;
• обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;
• оказание содействия другим негосударственным органам в принятии мер по охране общественной безопасности;
• обеспечение охраны общественного порядка на территории, где непосредственно мероприятия не проводятся.
Во время проведения массового мероприятия сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск должны:
• находиться в указанном пункте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы, твердо знать и умело выполнять поставленную задачу;
• решительно пресекать нарушения общественного порядка;
• не допускать в зону проведения массового мероприятия лиц, не имеющих специальных пропусков или билетов;
• не допускать проноса участниками мероприятий спиртных напитков, изделий из стекла, колющих и режущих предметов, которые могут причинить вред окружающим. Для обнаружения данных предметов используются ручные металлообнаружители и визуальный осмотр прибывающих.
При отсутствии необходимости введенные ограничения движения транспорта и пешеходов по команде старшего оперативного начальника отменяются.
ДПС Госавтоинспекции совместно с патрульно-постовой и другими службами милиции:
• обеспечивает соответствующие ограничения движения транспортных средств путем отвода транспортных потоков по заранее определенным запасным маршрутам движения транспорта, в том числе с применением средств ручного регулирования;
• организует, при необходимости, создание мобильных подвижных резервов на случай осложнения оперативной обстановки;
• обеспечивает досмотр проезжающего автотранспорта в целях недопущения террористических и иных противоправных действий, провоза взрывчатых и пиротехнических веществ к местам проведения массовых мероприятий;
• осуществляет визуальное наблюдение и общение с участниками дорожного движения для получения оперативных сведений;
• обеспечивает, при необходимости, выделение патрульного автотранспорта для сопровождения войсковых колонн и спецподразделений милиции до мест проведения массовых мероприятий и обратно .
К иным мерам предупреждения и пресечения нарушений, связанным с проведением массовых мероприятий, а равно и с воспрепятствованием проведению последних, относятся:
• обеспечение соблюдения участниками установленных правил поведения;
• организация и регулирование потоков граждан и их информирование через громкоговорящие установки о маршрутах следования;
• оказание первой доврачебной медицинской помощи;
• выявление нарушителей общественного порядка и пресечение их противоправных действий, а также организаторов (подстрекателей) групповых нарушений, лиц, провоцирующих антиконституционные, националистические и профашистские настроения;
• оперативное слежение за механизмом формирования толпы и незамедлительное, то есть в начальной стадии возникновения эксцесса, реаги¬рование на развитие конфликтной ситуации;
• устранение причин и условий, способствующих групповым нарушениям общественного порядка, и иных инцидентов;
• проведение разъяснительной работы среди нарушителей в целях склонения их к отказу от противоправных намерений, действий и т.д.
При применении мер пресечения (принудительный вывод нарушителей из места проведения мероприятия, задержание, документирование противоправных действий, доставление нарушителей в ближайшее отделение милиции или в другие предназначенные для этих целей помещения и т.п.) сотрудникам милиции и военнослужащим внутренних войск необходимо учитывать настроения участников массовых мероприятий с тем, чтобы не допустить их отрицательной реакции и возможного осложнения оперативной обстановки.
О нарушителях общественного порядка и принимаемых к ним мерах наряды милиции и внутренних войск обязаны докладывать в оперативный штаб, который информирует организаторов мероприятия о причинах задержания указанных лиц и требует принятия мер по прекращению противоправной деятельности.
Оперативный штаб совместно с представителями уполномоченного органа власти анализирует складывающуюся оперативную обстановку, действия организаторов и участников публичного мероприятия. В случае отступления от изложенных в уведомлении темы, цели мероприятия, участия в мероприятии не указанных в уведомлении партий или организаций (либо совершения действий, нарушающих пункты согласительного протокола) через представителя органов власти с помощью звукоусилительной установки информирует и предупреждает организаторов и участников публичного мероприятия о необходимости строгого соблюдения достигнутой договоренности и о возможных последствиях вплоть до прекращения мероприятия при невыполнении изложенных положений в уведомлении.
В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия представитель уполномоченного органа власти: дает указание организатору прекратить мероприятие с обоснованием причин; устанавливает время для выполнения указания; обращается непосредственно к участникам мероприятия в случае невыполнения организатором указания о прекращении мероприятия; устанавливает время для выполнения повторного указания.
Оперативный штаб принимает меры по документированию допущенных со стороны организаторов нарушений и действий нарядов по прекращению публичного мероприятия; предупреждает организаторов о выставлении заслонов, цепочек нарядов, о решении применения физической силы и специальных средств; дает информацию о путях эвакуации граждан, маршрутах движения общественного транспорта.
Для документирования могут применяться: киносъемка, видеосъемка, визуальные наблюдения с последующим отражением результатов в рапортах, протоколах и других документах. При фиксации правонарушений следует одновременно документировать поведение организаторов мероприятия.
При осложнении оперативной обстановки оперативный штаб принимает меры по задержанию активных участников, организаторов, документирует (с использованием различных технических средств) действия нарядов и правонарушителей.
Применение физической силы и специальных средств для прекращения публичного мероприятия допускается только в случаях совершения участниками насильственных действий в отношении нарядов, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций .
Наряды милиции и внутренних войск принимают меры по рассредоточению участников запрещенного публичного мероприятия и задержанию лиц, нарушающих общественный порядок, выявлению очевидцев противоправных действий.
3. Заключительный этап. На заключительном этапе предусматриваются мероприятия по отводу сил и средств, привлекаемых к охране правопорядка, возобновлению нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, отмене вводимых на период массового выступления ограничений торговли и общественного питания.
Госавтоинспекция на заключительном этапе обеспечивает снятие временного ограничения движения и восстановление существовавшей до проведения массового мероприятия организации дорожного движения. Личный состав, окончивший службу, сосредотачивается в намеченных пунктах; руководители штаба подводят итоги работы, разбирают действия подразделений и нарядов, оценивают их работу .
На следующий день после проведения массовой акции органы внутренних дел представляют в органы власти и прокуратуру информацию, в которой должны быть отражены следующие обстоятельства: сведения о проходившем массовом мероприятии; количестве участников, организаторах, количестве задействованных сил органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, месте, времени и способе совершения правонарушения; сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников правоохранительных органов; сведения о характере и размере вреда, причиненного правонарушителям, о принятых к ним мерах.
К материалам приобщаются вещественные доказательства, показания очевидцев. С целью оперативного рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых при проведении массовых мероприятий, организуется работа судей, в том числе и в выходные дни.
Таким образом, в целях наиболее эффективного решения правоохранительных задач при проведении массовых мероприятий необходимо согласованное действие всех субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что является возможным лишь при комплексном применении сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск и иных государственных органов, негосударственных и общественных организаций. Совместные действия, направленные на обеспечение проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, должны осуществляться на всех этапах их подготовки и проведения.
Обеспечение эффективной охраны общественного порядка и безопасности в условиях собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и других массовых мероприятий - это не разовый акт, а непрерывный процесс постоянного научно обоснованного совершенствования и оптимизации деятельности аппаратов управления, должностных лиц, структур всех сил и средств, принимающих участие в охранительной деятельности при их поведении .
Также необходимо отметить, что эффективность организации соответствующих правоохранительных мероприятий во многом зависит от качества контроля за порядком организации и проведения публичных мероприятий.
Практика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий свидетельствует о том, что даже незначительное ослабление контроля за реализацией плановых мероприятий может не только повлечь за собой осложнение оперативной обстановки на том или ином участке работы, но и поставить под угрозу выполнение всей поставленной задачи. В этих условиях контроль на всех стадиях реализации планируемых мероприятий, приоритет черты ярко выраженного управленческого решения выдвигаются на первый план в деятельности руководителей органов внутренних дел .
Считаем нужным также заметить, что в настоящее время существует объективная необходимость в изучении зарубежного опыта по организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирования на основе взаимодействия с полицейскими подразделениями зарубежных государств .

 

← Назад

Запись на консультацию