+7 (909) 939-24-04, +7 (915) 237-07-84
 
E-mail: vial.konsulting@yandex.ru
Полезное

Помните!

Своевременность обращения к профессиональному, квалифицированному юристу уже является залогом возможного положительного результата! 

Не затягивайте, если у Вас возникли те или иные юридические вопросы! Чем быстрее Вы прибегните к квалифицированной юридической помощи, получите своевременную юридическую консультацию, тем проще будет оказать Вам помощь!

Наши юристы помогут разобраться в любой, даже самой, на первый взгляд, сложной юридической ситуации, в тонкостях любого, пусть даже самого сложного юридического вопроса! Помогут принять правильное правовое, законное решение в любом юридическом вопросе!

Сотрудничающие с компанией адвокаты всегда смогут прийти на помощь в случае, если возник вопрос о возбуждении уголовного дела, проведении доследственной проверки, если Вы оказались потерпевшим по уголовному делу!

Мы готовы предложить Вам самый широкий спектр юридических услуг: от разовой юридической консультации, в ходе которой без значительных материальных затрат Вы сможете правильно оценить ситуацию, перспективу ее развития, до полного ведения Ваших дел в суде!

Также мы готовы предложить Вам полное юридическое обслуживание по всем правовым вопросам!

Обратившись в ОП "ВИАЛ-КОНСАЛТИНГ", Вы сможете получить защиту своих интересов коллективом высококлассных юристов и сотрудничающих с компанией адвокатов! Коллективная защита в команде профессионалов всегда дает больше результатов, чем если даже Ваши интересы представляет очень квалифицированный юрист единолично!

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Поиск по сайту

Административная защита прав потребителей: проблемы теории практики

 Административная защита прав потребителей: проблемы теории практики


Анализ статистических данных и изучение фактического положения дел на местах показывают, что несмотря на принимаемые меры, криминогенная ситуация в сфере потребительского рынка продолжает обостряться. Предприниматели, используя нестабильность законодательства, трудности в становлении рыночных отношений, ценовые диспропорции и другие негативные проявления в экономике, стремятся получить доходы противоправными способами и укрыть их от налогообложения. Производство и реализация фальсифицированных товаров, незаконное повышение или поддержание цен, нарушения правил торговли, и обман потребителей приобретают все большее распространение и носят массовый характер. Как отмечает С.В. Фомов «…продавцы нередко сообщают заведомо неверные сведения, как о потре¬бительских свойствах товара, так и о его престиже, влиянии на авторитет правообладателя и др. При этом существенное значение имеют сложившиеся формы и способы торговли, что еще не рассматривалось детально в криминологиче¬ской литературе» .
В настоящее время проблема распространения контрафактной и фальсифицированной продукции коснулась практически всех отраслей отечественной экономики. По оценкам различных экспертов, оборот такой продукции на территории России составляет в среднем от 30 до 90 % общего товарооборота в зависимости от конкретной отрасли, что в 10-20 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы и США. Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация связана с отсутствием целенаправленной государственной политики, направленной на борьбу с производством некачественной продукции и с незаконным использованием интеллектуальной собственности. Существующие на законодательном уровне нормы оказываются на практике малоэффективными, а в некоторых случаях их применение затруднено или даже оказывается невозможным. Названное положение обусловлено тем имеет место, не выполнение предписания нормативных правовых актов касающихся мер по устранению недостатков в организации потребительского рынка. По-прежнему отсутствует отлаженная система взаимодействия органов внутренних дел и государственных контролирующих органов в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка.
Учитывая ряд имеющихся проблем в административно-правовом регулировании потребительского рынка, остановимся на некоторых теоретических проблемах рассматриваемой темы.
Основоположник теории торгового права Г.Ф. Шершеневич определял торговлю как деятельность, имеющую своей целью посредничеством между производителем и потребителем при обращении экономических благ .
В научной литературе по административному праву торговля определяется как сфера общественных отношений, связанная с товарным оборотом, насыщением потребительского рынка товарами народного потребления с учетом спроса населения, а также нужд государства, с организацией торгового обслуживания, оказанием торговых услуг и защитой интересов покупателей .
В свою очередь, И.Б. Цимбалистов пишет о том, что «...торговля – это вид деятельности, осуществляемой на основании разрешения в специально отведенных для этого местах с соблюдением требуемых условий с целью продажи товаров потребления. При этом существует оптовая, мелкооптовая, розничная и мелкорозничная торговля, государственная, кооперативная и частная торговля» .
В.В. Теплухин указывает о том, что торговля, являясь самостоятельной отраслью экономики, оказывает жизненно необходимые для общества функции. Цель торговли – максимальное удовлетворение потребностей людей. К основным функциям торговли относятся установление связи между производством и потреблением путем доведения товаров до населения в соответствии с требованиями экономических законов, ускорение оборота товарной продукции и в связи с этим оборота общественного продукта в целом .
Е.В. Ким отмечает, что торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение покупательного спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного питания . Торговля занимает центральное место в содержании потребительского рынка. Торговлю образуют торговые сети. Как верно отмечает С.В. Фомов «…торговая сеть как социально-экономическая система состоит из пред¬приятий оптовой и розничной торговли образуют инфраструктуру потре¬бительского рынка» . В.А. Язев, исследуя сущность торговли, пишет о том, что «…торговое предприятие – это коллектив людей, осуществляющих непосредственно торговую деятельность. Такими предприятиями считаются магазины, павильоны, рестораны, кафе, закусочные, оптовые предприятия и др.» .
Следует отметить, что торговая деятельность весьма разнообразна, с торговлей связан целый ряд правонарушений. Так, по оценкам независимых экспертов, теневой оборот денежных средств только от продажи товаров из Китая и Вьетнама достигает 20 млд долларов США в год, объем незаконного оборота лекарственных средств и фармацевтических препаратов составляет 20-30 млн долларов США. Более 40 % от общего объема товарооборота, по данным Госкомстата России, – это доля неучтенной торговли водкой и другой спиртосодержащей продукции. Говоря о степени криминализации, следует принять во внимание то обстоятельство, что общий объем «теневой» экономики, по мнению специалистов, сегодня достигает 40 % валового внутреннего продукта . По данным С.М. Сулейманова «…ежегодно в России продается контрафактных медикаментов на 200-300 млн долларов США – это 10-15 % от объема фармакологического рынка» .
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговую деятельность (торговлю) – определяет как вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров (ст. 2).
Данный закон дифференцирует торговлю на оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 2).
Следует отметить, что розничная торговля занимает важное место в структуре потребительского рынка. Так, согласно официальным данным оборот розничной торговли по федеральным округам и субъектам Российской Федерации (январь – ноябрь 2009 г.) следующий: Сибирский Федеральный округ – 1429 млрд руб; Южный Федеральный округ – 1720 млрд руб; Уральский Федеральный округ –1358 млрд руб; Дальневосточный Федеральный округ – 521 млрд руб; Северо-Западный Федеральный округ – 1199 млрд руб; Приволжский Федеральный округ – 2383 млрд руб; Центральный Федеральный округ – 4384 млрд руб .
Система предприятий розничной торговли складывается из предпри¬ятий магазинной, и вне магазинной торговли. В число основных функцией розничной торговли входят, во-первых, доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания по¬купателей; во-вторых, при осуществлении розничной торговли и обслужива¬ния населения выполняется другая важная функция – смена форм и способа осуществления собственности (механизма реализации интересов собственника). Товары народного потребления, принадлежащие разным собственникам, при розничной купле-продаже переходят в руки одного собственника – поку¬пателя. Тем самым происходит признание экономического продукта потре¬бителем и завершается воспроизводственный цикл товара .
Именно розничная система предприятий торговли составляет цен¬тральное звено системы потребительского рынка. Анализ ее инфраструктуры, возможно, осуществить путем рассмотрения следующих характеристик: системы предприятий торговли; экономических показателей функционирования предприятий торгов¬ли (объем и структура товарооборота, качество товаров); системы управления предприятиями потребительского рынка; порядка взаиморасчетов и реализации продукции предприятиями по¬требительского рынка. Потребительский рынок как один из видов предпринимательской деятельности за последние годы по сравнению с другими отраслями экономики получил самое широкое развитие. Особенно активно развивается такой сегмент потребительского рынка как торговля, которая может осуществляться в различных формах .
Розничная торговля может производиться как в мага¬зинах, так и в других местах, розничную торговлю можно подразделить на торговлю, осуществляемую в магазинах и в не магазинах. Одним из видов торговли на расстоянии стала продажа товаров по те¬левизору, Интернету, мобильному телефону, которая нарушает интересы по¬требителя. Видом не магазинной торговли является выездная торговля. Формы такой торговли является торговля из автомашин. Эту форму торговли часто используют предприятия-изготовители, самостоятельно реализующие свою продукцию в розницу, уличную торговлю с лотков .
В научной литературе к внемагазинной торговле относят рыночную торговлю. Такой вид торговли имеет много общего с уличной торговлей с лотка. Вместе с тем имеются и существенные различия. Рыночная торговля, в отличие от уличной лоточной торговли, подразумевает постоянные места, где такая торговля осуществляется. Торговля в магазинах является предпринима¬тельской деятельностью, направленной на реализацию товара непосредст¬венно населению (потребителям). Она осуществляется с прилавка и методом самообслуживания такая разновидность торговли, получившая в свое время широкое распространение у нас в стране, в последнее время составляет меньшую долю в общем количестве магазинов и существует в основном в крупных универсамах, универмагах и супермаркетах .
Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве» торговая деятельность – определяет как вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.
На наш взгляд торговля – это коммерческая деятельность, связанная с удовлетворением потребительского спроса физических и юридических лиц обусловленная оборотом как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
В деле обеспечения правил торговли участвуют различные субъекты: Роспотребнадзор, органы внутренних дел.
Что касается органов внутренних дел то подразделения, и службы органов внутренних дел в деле обеспечения правил торговли и защиты прав потребителей осуществляют:
• охраны общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли;
• обеспечивают на рынках режим свободной торговли доброкачественными товарами;
• пресекают факты противоправного воспрепятствования гражданам реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю;
• контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли;
• проверки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов: уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов; обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров; незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли; нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли; продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм; выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан; незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации; участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также участвует в обеспечении соблюдения правил торговли и защиты прав потребителей. Как отмечает В.Б. Левицкий «…особенность гражданско-правового положения конкретного гражданина потребителя заключается в том, что его статус, как гражданина потребителя, непосредственно связан (а зачастую – опосредуется) с правовым статусом иных лиц, тех субъектов права, которые уполномочены законом к совершению определенного рода действий в обеспечении надлежащего осуществления и защиту прав потребителей, и его законных интересов» .
Н.А. Резина также отмечает, что «…одним из основных субъектов потребительского рынка является потребитель. При этом автор предлагает рассматривать данную категорию не только с позиции закона «О защите прав потребителей» .
При этом необходимо отметить, что большинство покупателей состав¬ляют потребители – физические и юридические лица, приобретающие товары не для бизнеса, а для удовлетворения своих потребностей (бытовых или про¬изводственных). Меньшую по количеству часть покупателей составляют ин¬дивидуальные предприниматели и юридические лица различных форм собст¬венности, приобретающие потребительские товары в предпринимательских целях (для оптовой или розничной продажи, оказания услуг, выполнения ра¬бот), которые в правовом смысле потребителями не являются .
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что потребитель занимает центральное место в структуре потребительского рынка. Потребитель имеет правовой статус, который определяется нормами как гражданского, так и административного права. Соответствующие нормы между собой логически взаимосвязаны, однако, несмотря на это нормы административного права преимущественно определяют охранительные отношения в механизме защиты прав потребителей. Как отмечает А.В. Шматко «…административно-правовая защита прав потребителей представляет собой систему административно-правовых средств, направленных на недопущение, пресечение и предотвращение нарушений прав потребителей. Данная система включает три элемента: меры, направленные на создание условий, исключающих возможность нарушения прав потребителей, мер направленных на предотвращения угрозы нарушения прав потребителей, мер административной ответственности применяемых за нарушение прав потребителей» .
Что касается понятия потребительского рынка, то в научной литературе данная дефиниция определяется далеко неоднозначно.
Следует отметить, что термин «потребительский рынок» нормативно был определен сравнительно недавно. Появление этого термина обусловлено расши¬рением сферы гражданско-правовых отноше¬ний в сфере товарооборота, который значи¬тельно изменился в связи с приходом в него помимо государственных, кооперативных соб¬ственников огромного числа частных собствен¬ников в лице производителей и продавцов и рыночных отношений .
В частности, Г.Б. Царева пишет о том, что «…потребительский рынок – это система политических, социально-экономических, правовых, технических, организационных, психологических и иных отношений, возникающих между субъектами потребительского рынка, по поводу соблюдения установленных требований к товарам (работам, услугам), процессу их реализации, а также правового режима деятельности продавцов в связи с реализацией товаров, выполнения работ и оказания услуг» .
Н.А. Резина говорит о том, что потребительский рынок – это общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между государством, изготовителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и иных стадий жизненно цикла товаров, работ и услуг .
С.И. Гирько определяет товарные рынки как систему отношений между производителями, потребителями, посредниками, другими орга¬низациями, целью, которой является обеспече¬ние обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения .
Кроме того, А.В. Зубач, А.Н. Кокорев, Р.А. Русакова пишут о том, что потребительский рынок – представляет собой взаимодействие продав¬цов и покупателей по поводу реализации то¬вара в установленной законодательством форме, в специально отведенных местах и с соблюдением установленных требований к то¬вару, процедуре его реализации, месту его реализации и деятельности продавцов в связи с его реализацией .
Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее определение потребительского рын¬ка и сферы как области деятельности, связан¬ной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использовани¬ем работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли .
В.Н. Ульянова несколько рас¬ширенно трактует вопрос о потребительском рынке, полагая, что «…потребительский рынок – это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и ра¬бот и осуществлению связанных с их прода¬жей правил, устанавливаемых, контролируе¬мых и охраняемых государством, то есть пра¬вил торговли и оказания услуг, акцентируя внимание на том, что «к отношениям потре¬бительского рынка следует отнести отноше¬ния, возникающие после окончания произ¬водственного цикла по поводу реализации произведённой продукции» .
И.Б. Цимбалистов пишет о том, что потребительский рынок – это совокупность социально-экономических отношений между неопределенным кругом потребителей и продавцов, осуществляемых на основе договоров с целью реализации товара, исходя их его потребительских свойств, обеспечиваемых государством правовой регламентацией, возможностью контроля и применения мер ответственности .
В.М. Безденежных определяет по¬требительский рынок как «…социально-экономи¬ческие отношения, в процессе которых на ос¬нове рыночных отношений осуществляется реа¬лизация товаров и услуг потребителям» .
С.В. Фомов отмечает, что под потребительским рынком понимается:
• комплекс оптовых и розничных торговых предприятий;
• процессы взаимодействия друг с другом, т.е. хозяйственные опера¬ции по купле-продаже потребительских товаров с конечной целью реализа¬ции иx конкретному потребителю (физическому или юридическому лицу);
• широкое участие покупателей на потребительском рынке .
М.Н. Бурак подчеркивает, что «…по¬требительский рынок – это общественно-правовые отношения, возникающие между го¬сударством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом, с одной стороны, и потребителем (покупателем), с другой стороны, в процессе изготовления, исполнения, реализа¬ции, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг, основанных на товарно-денежных механизмах, регулирующих их взаи¬моотношения на основе законодательного за¬крепления правил реализации товаров, работ и оказания услуг» .
Г.М. Российская отмечает, что структура потребительского рынка со¬стоит из двух больших частей – сферы производства и сферы обращения .
Ю.А. Аванесов рынок товаров и услуг представляет в виде сложного социально-экономического образования, которое включает в себя не только рынок потребительских товаров, но и рынок самостоятельных сфер деятель¬ности: общественное питание, услуги (гостиничное дело, туризм, бытовое обслуживание и др.) .
В этой связи следует согласиться с Д.А. Рубвальтер, который отмечает, что потребительский рынок представляет цепочку: производитель — продавец — покупатель .
На наш взгляд, потребительский рынок – это особая сфера общественный отношений, которая носит межотраслевой характер, связанная с удовлетворением потребителями своих нужд обусловленных заказом, приобретением, использованием (работ, услуг), как в личных, бытовых целях, так и в интересах связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Говоря о потреблении то необходимо сказать, что потребление – это использование об¬щественного продукта в процессе удовлетво¬рения потребностей, заключительная фаза про¬цесса воспроизводства. Потребление распада¬ется на потребление производственное и по¬требление непроизводственное.
В зависимости от вида потребляемых благ различается потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг. По способу удовлетворения потребно¬стей потребление бывает индивидуальным и коллективным. Потребление органически свя¬зано с производством, распределением и об¬меном. Производство осуществляется для по¬требления и определяет его уровень и структу¬ру. В свою очередь, потребление активно воз¬действует на производство, стимулируя его развитие .
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» определяет, что потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как отмечает И.Б. Цимбалистов «…термины потребительский рынок и потребитель в свою очередь производны, так как отношения на рынке между сторонами складываются исключительно ввиду появления на нем товара с его главной свойством – обязательным наличием потребительской стоимости» .
«Потребитель – гра¬жданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретаю¬щий или использующий товары (работы, услу¬ги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской дея¬тельности». С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова толкуют по¬нятие «потребитель» «как лицо или организация, потребляющие продукты чьего-нибудь про¬изводства», а понятие «рынок» – как «сферу товарного обращения» .
Экономисты (финанси¬сты) рассматривают понятие «рынок» как место встречи спроса и предложения товаров, услуг и капиталов». Затем это понятие уточняется в широком смысле слова: «Совокупность дело¬вых операций, осуществляемых в определён¬ной сфере экономики или в определенном мес¬те, где происходит товарообмен» .
Имеется и иное определение «рынка». «Рынок – сфера товарного обмена. В политико-экономическом значении – предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (ми¬ровой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (ме¬стный рынок). Рынком также называется опре¬деленное место, где происходит торговля».
Безусловно, потребительский рынок появился задол¬го до принятия Закона РФ «О защите прав по¬требителей», ибо сама сфера потребления имеется в любом государстве, причем, естест¬венно, независимо от государственного устрой¬ства и от любого политического режима и соци¬ально-экономического уклада. Необходимо отметить, потребительский рынок – понятие не только многогранное, но и многоплановое, ко¬торое включает в себя не только сферу торгов¬ли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией .
Этот же принцип распространяется и на выполнение работ как на элемент потребитель¬ского рынка, его можно разделить на следую¬щие стадии:
• подготовка к выполнению рабо¬ты, в которую входит составление проектно-сметной документации, подготовка сырья и ма¬териалов, объекта работ и др.;
• непосредст¬венно процесс выполнения работы и получения конечного овеществленного продукта (товара, результата), то есть все те же стадии, что и при производстве товаров. Заключительная стадия процесса производства – продажа товара, ибо не бывает производства без потребления, и наоборот.
В этой связи, правоведы относят к сфе¬ре потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ. Поэтому было бы совер¬шенно неосновательным и необоснованным исключение из него такого элемента, как произ¬водство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ – это конкретное лицо, при производстве товара – неопределенный круг лиц .
Потребитель является активным участником потребительского рынка. Кроме того, необходимо отметить, что потребитель – это особый правовой статус человека, который участвует в соответствующих отношениях. Так, потребитель помимо общих прав обладает еще и специальными правами.
Так, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
• потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
• соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
• безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Международные основы функционирования потребительского рынка закреплены в «Руководящих принципах для защиты интересов потребителей», принятых Генеральной Ассамблей ООН (резолюция № 39/248 от 9 апреля 1985 г.) к основным правам потребителей относиться:
• право на безопасность товаров;
• право на информацию;
• право на выбор товаров;
• право на выражение своих интересов;
• право на удовлетворение своих потребностей;
• право на возмещение ущерба;
• право на потребительское образование;
• право на здоровую окружающую среду.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 отмечается, что значительно возросло количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также посредством электронных средств массовой информации и средств связи.
Учитывая, что подобная форма продажи (особенно через электронные средства связи) получает все большее распространение, в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» была введена статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», призванная упорядочить соответствующие отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту, в первую очередь, за счет возложения на хозяйствующих субъектов дополнительных обременений в части реализации потребителями безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.
Поскольку в большинстве случаев защита нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных случаях затруднена или просто невозможна по причине умышленного несоблюдения со стороны продавцов соответствующих обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о продавце (что зачастую не позволяет даже идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу), для Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований, предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработки связанной с этим системы превентивных мер.
Как показывает анализ обращений граждан, поступающих в Федеральную службу, до 70 % жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге реализуются по месту нахождения покупателя, т.е. непосредственно на дому у потребителя. При этом, зачастую, в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно недопустимым.
В этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений граждан по фактам введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре и самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, а также в ходе проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений потребительского законодательства, необходимо исходить из нижеследующего:
П. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
При этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона, должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать возможность введения его в заблуждение).
Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона, а также информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст. 26.1 Закона, отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст. 26.1.
Полное или частичное отсутствие названной информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение, может служить основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, а при определенных основаниях – по ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».
С учетом соответствующих положений ст. 437 ГК РФ предложения заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (т.е. дистанционным способом продажи товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» , – как условия, необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).
Поскольку в целом положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» ) в части самой возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.
В этой связи для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. , не допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
При этом, принимая во внимание, что перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам реализации посредством дистанционной продажи биологически активных добавок, относящихся к пищевым продуктам, и соблюдению продавцами помимо вышеизложенных также и соответствующих положений СанПиН 2.3.2.1290-0 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище».
При выявлении со стороны должностных и юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них в установленном порядке необходимо применять меры административной ответственности, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» или (при несоблюдении определенного санитарными правилами порядка реализации биологически активных добавок) ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
В ходе практической деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей обязательным требованиям, закрепленным в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»), среди прочего может возникать необходимость осуществления определенных действий, направленных на установление точного наименования продавца и его местонахождения, иногда сопряженных со значительными временными затратами. В этом случае следует проводить административное расследование в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ.
В рамках административного расследования должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, следует практиковать направление необходимых поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в виду, что неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
В то же время при принятии решения о проведении административного расследования следует учитывать, что применительно к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно возможно лишь после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей (а также законодательства о рекламе – с учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорных функций по ст. 14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых Госторгинспекцией) и не может проводиться по административным правонарушениям в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.

← Назад

Запись на консультацию